Новости

08.05.2019 12:31
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

На Волге широкой, на Стрелке далекой...

Фронтовик поделился воспоминаниями о реке и впечатлениями от нее сегодняшней
Геннадий Андреевич Кулаков родился и вырос в Сормове. Его детство пришлось на довоенные годы и прошло на берегу Волги - еще живой реки, не перегороженной множеством плотин. Он видел паводки, чуть не наполовину скрывавшие собор Александра Невского на Стрелке, заливавшие Нижневолжскую набережную и улицу Маяковского (ныне - Рождественская. - Прим. ред.) в Нижнем Новгороде, тогда еще Горьком. Отлично помнит Геннадий Андреевич и Волгу времен Великой Отечественной.
Геннадий Андреевич Кулаков: Нижний Новгород, к сожалению, не стал городом речников. Фото: Николай Нестеренко Геннадий Андреевич Кулаков: Нижний Новгород, к сожалению, не стал городом речников. Фото: Николай Нестеренко
Геннадий Андреевич Кулаков: Нижний Новгород, к сожалению, не стал городом речников. Фото: Николай Нестеренко

Пошел на "Баррикады"

Летом 1941-го, когда Гена окончил шесть классов, мобилизовали его отца - он погиб в 42-м под Ржевом. Маму отправили рыть окопы на подступах к городу. Старшую сестру призвали на фронт, а 16-летний брат работал мотористом на катере и мог быть мобилизован в любой момент. Подростку Гене предстояло самому определить свою судьбу.

- Я пошел в Горьковский порт, поскольку ранее занимался в кружке "Юный    моряк" при ОСВОДе, - вспоминает Геннадий Кулаков. - Устроился на буксир "Баррикады", меня взяли рулевым. Водили баржи до Владимировки (ниже Волгограда примерно на 100 километров). Там грузили соль с озера Баскунчак и везли ее в Дзержинск. А там ее использовали для изготовления боеприпасов, снарядов для "катюш" и других артиллерийских орудий.

Ели пареную тыкву и рыбу

После нескольких рейсов буксир задержали в Сталинграде - тогда фашисты уже вышли на Волгу, а советские войска были еще далеко от города. Экипажу "Баррикад" сказали, что городу необходима помощь - людей надо переправить на левый берег Волги.

- Вместе с рабочими лесопильного завода спарили две баржи, из брусьев и досок соорудили настил, - рассказывает ветеран. - Получился паром, на котором перевозили людей и технику с центрального причала на левый берег Волги.

Суда Волжской военной флотилии, в состав которой кроме "Баррикад" включили еще 15 буксиров, переделанных в канонерские лодки, обеспечивали продовольствием и боеприпасами части 62-й армии. Она вместе с 64-й и 66-й армиями отражала натиск фашистских дивизий.

- Еды практически никакой не было, - вспоминает Геннадий Андреевич. - Питались главным образом пареной тыквой. Еще давали на месяц 600 граммов кукурузного хлеба - он разваливался прямо в руках. Дополнительным пайком стала рыба, всплывавшая после разрывов снарядов. Из нее мы варили уху.

Пригласил в кино, а привел в загс

Интересна история женитьбы Геннадия Андреевича. Находясь в отпуске в ноябре 1954 года, лейтенант Кулаков на Сормовском пятачке познакомился с Машей, студенткой мединститута. Тогда он с другом пригласил Машу и ее подругу в кино, но билетов не оказалось. Пришлось идти в ресторан "Плес"...

Через два дня Геннадий, выполняя наказ своего генерала ("Лейтенант, тебе надо жениться, езжай в отпуск и найди хорошую девушку!"), сделал студентке предложение. Пару вне очереди зарегистрировали в Сормовском загсе. В апреле 1955 года Мария Васильевна прибыла в Германию, где служил муж, а в октябре 1955-го родила сына Юрия.

В следующем году семья вернулась в Горький, и вся последующая жизнь Геннадия Андреевича связана с Волгой.

На Стрелке были пробки из судов

По его словам, пароходов, теплоходов и катеров на Оке и Волге было что сейчас машин на дорогах.

- Речные трамвайчики доставляли людей с одного берега на другой, у многих горожан огороды были за Волгой - там выращивали картошку, капусту, - вспоминает Геннадий Андреевич. - На скоростных судах пассажиры могли доплыть хоть до Казани, хоть до Костромы. Баржи и сухогрузы сновали туда-сюда. А теперь... Волга какая-то чужая, словно мертвая. Несколько лет назад пытались было организовать речное сообщение между Автозаводом и центром города, но ничего не вышло - дорого. Автотранспорт отобрал у флота пассажиров. Нижний Новгород, к сожалению, не стал городом речников. Вышел как-то на Откос - глазу зацепиться не за что: ни одного теплохода. Нет движения. Все запущено, речные вокзалы превратились в торговые центры. Сердце щемит от такой картины.

Всему виной цивилизация и плотины

Как считает Геннадий Андреевич, цивилизация очень сильно навредила Волге. Отравляют ее сбросы, которых с каждым годом становится все больше.

- Сейчас федеральная власть выделила миллиарды рублей на оздоровление реки. Надо заставить все промышленные предприятия построить очистные сооружения, - говорит он.

По мнению ветерана-речника, весомый вклад в умерщвление Волги внесли и плотины. Они превратили главную водную артерию европейской части страны в цепь водоемов со стоячей водой. А это пагубно сказалось не только на судоходстве, но и на ихтиофауне.

- Не так давно был в Астрахани. Обратил внимание на то, что вобла там стоит столько же, сколько и в Нижнем Новгороде, - рассказывает Геннадий Кулаков. - Там рыба должна быть в разы дешевле, чем в каких-то других городах. О чем это говорит? О том, что государство не уделяет внимания развитию рыбоводства. По сути, на Волге нет и государственного рыболовства. А ведь когда-то вобла входила в солдатский сухой паек, рыба в войну спасала от голода.

Досье "РГ"

Геннадий Андреевич Кулаков родился 10 июля 1928 года. С 1942 по 1949 год трудился на рядовых должностях на судах Верхне-Волжского речного пароходства. Затем до 1956 года служил в Советской армии. С 1956-го по 1967-й занимал руководящие должности на судах Волжского объединенного речного пароходства. В 1967-1988 годы - директор Горьковского детского речного пароходства (ДРП). С 1988 по 1998 год - капитан-наставник ДРП. На заслуженный отдых вышел 12 января 1998 года.

Награжден медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", юбилейными медалями Вооруженных сил СССР и в честь Победы, "300 лет Российскому флоту" и другими. Имеет звания заслуженного работника транспорта РСФСР, отличника народного просвещения, почетного работника речного флота, почетного ветерана Нижнего Новгорода, ветерана труда, заслуженного ветерана Нижегородской области.

Общество История Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область Нижний Новгород День Победы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники