13.05.2019 21:51
    Поделиться

    Что ждать от Каннского фестиваля в этом году

    Каннский фестиваль открывается 14 мая хоррором Джима Джармуша
    Каннский кинофестиваль начнется во вторник вечером конкурсным ужастиком Джима Джармуша "Мертвые не умирают" (у нас ему дали еще более устрашающее, но бессмысленное название "Мертвые живые мертвецы"). В нем снимались сплошь оскаровские лауреаты и номинанты от Тильды Суинтон и Билла Мюррея до Стива Бушеми и Адама Драйвера: градус ожиданий высок, но это явно не кино для нервов щекотанья. Судя по участию Мюррея, лукавейшего из актеров, это ужастик иронический. В истории о нашествии зомби на тихий провинциальный Сентервилль много забавных отсылов к классике жанра, а сам Мюррей обещал, что картина будет смешной.
    REUTERS

    Сам фестиваль тоже начинается в атмосфере больших ожиданий - правда, скорее тревожных: куда двинется лучший из мировых кинофорумов? В прошлом году с приходом нового руководства он сдался под напором феминисток и, соблюдая гендерное равенство, взял в конкурс несколько слабых фильмов. Теперь он не стал повторять неудачный опыт Берлинале, пригласившего в президенты жюри экзальтированную Жюльет Бинош, и доверил ключевой пост мексиканцу Алехандро Гонсалесу Иньярриту. Но в самом жюри постарался соблюсти равновесие: 4 знаменитых месье на 4 не менее знаменитых мадам. В афише главного конкурса доминирует сильный пол, что наверняка вызовет очередной приступ гнева любителей оценивать художественное творчество по гендерным признакам. В конкурсе много классиков и каннских ветеранов - Кен Лоуч, Марко Беллоккьо, Терренс Малик, Педро Альмодовар, братья Дарденн, Арно Деплешен, Абделатиф Кешиш, Корнелиу Порумбою, Пон Джун-хо; в последнюю минуту к ним присоединился Квентин Тарантино, спешивший закончить к фестивалю свою картину "Однажды в Голливуде". В какой мере будет успешной традиционная ставка Канн на открытие новых имен - будем судить к финалу, но интригующие новобранцы в программе есть: Мати Диоп из Сенегала ("Атлантика") - первая в истории чернокожая женщина, вступившая в состязание за "Золотую пальмовую ветвь", француженки Селин Скьямма с фильмом "Портрет молодой женщины в огне" и Жюстин Трие с триллером "Соблазн", француз Ладж Ли, увеличивший свою короткометражку "Отверженные" до габаритов полнометражной драмы; бразильцы Жулиано Дорнель и Клебер Мендонса Фильо с вестерном "Козодои", израильтянин Элиа Сулейман, участвовавший в Каннах с короткометражкой из альманаха "У каждого свое кино", но с полным метром выступающий здесь впервые - путешествием по миру в поисках своей Палестины "Должно быть, это рай". Верны Канны и своему принципу брать в конкурсы только картины для кинотеатрального проката - продукции Netflix в конкурсах по-прежнему нет. Надолго ли хватит упорства сопротивляться течению времени - увидим.

    Хотя в главном конкурсе наши картины не участвуют, присутствие России на фестивале весьма заметно. Вновь в Каннах 27-летний Кантемир Балагов, ученик Александра Сокурова. Он дебютировал два года назад с драмой "Теснота", получившей в программе "Особый взгляд" приз ФИПРЕССИ, в прошлом году был приглашен членом жюри этой программы, а теперь представил в ней драму из послевоенных лет "Дылда". Это история двух девушек, в 1945 году вернувшихся с фронта в Ленинград и попытавшихся начать новую, мирную жизнь, строить ее на руинах города и собственной души. Один из продюсеров картины Александр Роднянский признается, что его поражает смелость, с которой молодой режиссер исследует пограничные состояния человека.

    В самые последние дни в афише "Особого взгляда" возникло еще одно русское название - "Однажды в Трубчевске" Ларисы Садиловой, по каннским параметрам компактный (80 минут) фильм, который тоже вырос из короткометражки. Это семейная драма, снятая на Брянщине в реальном Трубчевске с участием его жителей, в ней много импровизированных эпизодов. Наконец, в конкурсе студенческих работ Cinefondation - получасовая картина "Сложноподчиненное" Олеси Яковлевой из Петербургского университета кино и телевидения. В "Двухнедельнике режиссеров" картина Кирилла Михановского "Дай мне свободу" с участием Дарьи Екамасовой - о судьбе русского эмигранта в Милуоки. Заметным событием станет затеянный РОСКИНО в партнерстве со Сбербанком мультиформатный инклюзивный проект "Кинообразование без границ", цель которого - создать благоприятные возможности для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли реализовать свой творческий потенциал. Жюри "Особого взгляда" возглавит ливанская актриса и режиссер Надин Лабаки ("Капернаум"), конкурса короткого метра и Cinefondation - француженка Клер Дени ("Хорошая работа", "Высшее общество").

    Вновь в Каннах 27-летний Кантемир Балагов, ученик Александра Сокурова. В программе "Особый взгляд" он представит драму из послевоенных лет "Дылда"

    Фестиваль, как всегда, будет насыщен событиями и встречами. В цикле "Рандеву с..." пройдут мастер-классы Алена Делона, Сильвестра Сталлоне, Николаса Виндинга Рефна и китайской звезды Чжан Цзыи, снимавшейся в таких лентах, как "Дорога домой" и "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". По красной дорожке фестивального дворца продефилируют Марго Робби, Тильда Суинтон, Антонио Бандерас, Брэд Питт, Леонардо ДиКаприо, Билл Мюррей, Аль Пачино, Бен Уишоу, Маттиас Шонартс и еще многие светила киновселенной. Как обычно в последнее десятилетие, фестиваль принимает экстраординарные меры безопасности: дирекция тревожится, что "желтые жилеты" не преминут воспользоваться таким средоточием мировых знаменитостей и прессы в небольшом курортном городе, чтобы заявить свои требования.

    Новых победителей каннских конкурсов объявят на заключительной церемонии 25 мая; в этот вечер будет показан фильм Оливье Накаша и Эрика Толедано "Особенные" - о "трудных подростках" с нарушениями психики.

    Поделиться