Новости

14.05.2019 20:06
Рубрика: Экономика

Курс поплыл

Текст: Михаил Эскиндаров (ректор Финансового университета при правительстве РФ, Вице-президент ВЭО России)
Наши предложения по стимулированию направления свободных финансовых ресурсов банков на развитие проектного финансирования для обеспечения экономического роста касаются как решения макро-, так и микроэкономических задач и выглядят так.
Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве РФ, Вице-президент ВЭО России. Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве РФ, Вице-президент ВЭО России.
Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве РФ, Вице-президент ВЭО России.

На уровне макроэкономических задач:

- представляется целесообразным достичь так необходимой сегодня координации денежно-кредитной политики со структурной политикой, нацеленной на решение структурных проблем, в части обеспечения согласованной системы государственного оперативного и стратегического планирования;

- при реализации денежно-кредитной политики следовало бы уделить больше внимания кредитному каналу трансмиссионного механизма;

- необходимо продолжать активно и дифференцированно использовать процентный канал.

На уровне микроэкономических (микропруденциальных) задач:

- для повышения эффективности кредитного канала трансмиссионного механизма считаем целесообразным внедрить механизмы, упрощающие процедуру рефинансирования ипотечных кредитов для заемщиков, а также смягчить условия для банков в части доначисления резервов при снижении ставки по уже выданным кредитам;

- сегодня в условиях сохраняющегося профицита ликвидности в банковском секторе регулятор перестал использовать значительную часть имеющихся в его распоряжении немногочисленных инструментов обеспечения ликвидности постоянного действия, благодаря которым он мог предоставлять на постоянной основе банковскому сектору средне- и долгосрочные кредиты, оставив себе единственный инструмент - предоставление кредитов, обеспеченных нерыночными активами, а также краткосрочных и сверхкраткосрочных кредитов. Считаем, что такая политика сдерживает действие кредитного канала денежно-кредитной политики;

- вызывает огорчение намерение Банка России продолжить реализацию стратегии по отказу от применения специализированных инструментов рефинансирования. Полагаем, что с реализацией стратегии отказа от применения специальных инструментов рефинансирования Банку России следует повременить в ближайшие два-три года, учитывая, что финансовые санкции в отношении экономики России отменены не будут. В этих условиях специальные программы рефинансирования по поддержке приоритетных отраслей экономики могли бы стать внутренними источниками развития, которые следует дополнить в соответствии со средне- и долгосрочными планами развития экономики новыми направлениями вложений имеющихся в экономике ресурсов в приоритетные отрасли и проекты, которые могли бы стать катализатором экономического роста;

На практике валютно-финансовый сектор российской экономики слабо адаптируется к возросшим глобальным рискам

- дополнительную поддержку формированию благоприятных условий для повышения инвестиционной и экономической активности могут оказать мероприятия в части развития стимулирующего регулирования банковского сектора. Для введения элементов стимулирования необходимо, на наш взгляд, при реализации концепции пропорционального регулирования использовать национальные кредитные рейтинги. Это даст возможность ввести стимулирующее банковское регулирование в зависимости от рисковой деятельности кредитных организаций, стимулируя экономический рост, а также развитие банков;

- считаем целесообразным обратить внимание на проблемы регулирования банковского сектора и инвестиционной привлекательности иных институтов финансового рынка.

Важной составляющей современной монетарной политики является институт валютного регулирования и валютного контроля.

Попытки сглаживания высокой курсовой волатильности рубля сопровождаются массированными валютными интервенциями в поддержку российской валюты

В сфере курсовой политики Центральный банк для сдерживания резких колебаний курса валюты проводит валютные интервенции и менее затратные механизмы его регулирования путем воздействия на рыночный спрос и предложение валюты. Институциональной особенностью курсовой политики Банка России является переход с 2014 г. к режиму свободно плавающего курса российского рубля в целях обеспечения более гибкого положительного реагирования национальной экономики на внешние шоки путем изменения рыночного курса рубля. На практике валютно-финансовый сектор российской экономики слабо адаптируется к возросшим глобальным рискам. Внешние шоки усиливают курсовую волатильность на российском валютном рынке, дополнительно ухудшая условия внешнеэкономической деятельности российских компаний.

Попытки сглаживания высокой курсовой волатильности рубля сопровождаются массированными валютными интервенциями в поддержку российской валюты с пиковыми значениями в отдельные периоды до 10 млрд долл. в день.

Значительные структурные дисбалансы российской экономики в сочетании с высокой степенью ее открытости усиливают риски режима свободно плавающего курса рубля. В сложившихся условиях представляется целесообразным практиковать регулируемый валютный курс рубля, придав ему функцию "якоря" монетарной политики как механизма поддержания финансовой устойчивости. Это позволит смягчить параметры модели таргетирования инфляции и перейти к более гибкой, адаптивной сложившимся условиям, процентной политике. Такой маневр в стратегии монетарной политики Банка России способен оживить инвестиционный и потребительский спрос.

Важной институциональной формой воздействия валютной политики на финансовую стабильность и экономический рост является валютный контроль. В новом геополитическом контексте функционирования российской экономики возрастает актуальность консолидации валютного контроля, упрочения его институциональной структуры, активного использования полномочий Банка России и Минфина России по совершенствованию форм и методов контроля.

Экономика Макроэкономика