О чем договорились Лавров и Помпео

Первый визит Майка Помпео в Россию на должности госсекретаря США обошелся без значимых результатов, но дал надежду на разморозку двусторонних контактов и постепенное налаживание отношений. Переговоры в санатории "Русь" в Сочи и последовавший за ними рабочий обед делегаций России и США продлились почти три часа.
Екатерина Лызлова/РИА Новости

Перед началом переговоров глава МИД России Сергей Лавров отметил, что накопившиеся между Москвой и Вашингтоном взаимные подозрения вредят безопасности обеих стран и беспокоят весь мир, а потому предложил "выстраивать более конструктивную матрицу восприятия" существующих проблем.

Сложно сказать, насколько госсекретарь США сведущ в матрицах, но математический термин явно не оставил его равнодушным. По крайней мере, после совместной пресс-конференции по итогам переговоров он оставил на столе лист бумаги с рисунком: две параллельные прямые, которые пытается отодвинуть друг от друга двусторонняя стрелка.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, к которой журналисты обратились за разгадкой этого лаконичного этюда, предположила, что он символизирует "конструктивность, ведь это конструкция".

Слово "конструктивно" вообще достаточно часто звучало в Сочи, хотя заметных договоренностей и не было. Сложилось впечатление, что таким образом стороны пытаются создать настрой и убедить друг друга в необходимости активизации контактов, даже несмотря на "не лучшие", по словам Лаврова, времена в двусторонних отношениях.

Ведь результативность переговоров за предыдущие два года оставляла желать лучшего, а сами контакты из-за антироссийской истерии и внутриполитических баталий в США были относительно редки. Поэтому рассчитывать на какие-то результаты и не приходилось.

Судя по итоговой пресс-конференции, стороны в основном обменивались мнениями по широкому спектру вопросов, заполняя ячейки матрицы, о которой говорил российский министр.

Лавров назвал состоявшийся обмен мнениями "насыщенным, откровенным и полезным", выразив надежду, что он "позволит двигаться вперед, пускай пока и небольшими шагами". В качестве примера он привел заработавший в конце прошлого года канал на уровне заместителей ведомств по вопросам борьбы с терроризмом, но подчеркнул, что "этого недостаточно". По его словам, обе стороны сошлись в необходимости поиска практических шагов. Помпео с российской оценкой переговоров в целом согласился, назвав дискуссию "честной", в том числе по тем вопросам, где существуют разногласия.

Лавров призвал к реализации тех инициатив, которые президенты двух стран обсуждали в прошлом году на саммите в Хельсинки. Среди них - создание экспертного совета, который сформировал бы рекомендации по преодолению накопившегося между Москвой и Вашингтоном недоверия, помог лучше понять оборонные шаги друг друга и избежать гонки вооружений. Еще одна зависшая с тех пор инициатива - создание делового совета с участием представителей бизнеса для развития экономических связей. Госсекретарю США передали записку с перечнем предложений Москвы.

Накануне переговоров поступала противоречивая информация о возможности встречи президентов России и США, в том числе на полях саммита "группы двадцати" в японской Осаке. Лавров прокомментировал, что если из Вашингтона поступит такое предложение, то Москва "отреагирует позитивно".

Подробно обсуждались вопросы стратегической стабильности и контроля над вооружениями. Лавров выразил заинтересованность Москвы в возобновлении "конструктивного и конкретного диалога" по этой теме. В частности, Россия надеется на разрешение разногласий по выполнению обязательств в рамках Договора СНВ-IIIи продление действия этого документа на 5 лет. Министр не стал спекулировать на тему того, что будет, если этот договор постигнет участь ДРСМД. По словам Лаврова, в Москве исходят из того, что "сторонам удастся договориться".

Помпео со своей стороны заверил в приверженности контролю над вооружениями и рассказал, что президент США поручил своему аппарату национальной безопасности выработать новые подходы, которые "охватывали бы больше число стран и более широкий перечень вооружений". Он пообещал, что уже в ближайшие недели будут проведены переговоры по этой теме, что само по себе внушает определенный оптимизм.

Наконец, дипломаты обсудили и широкий спектр международных проблем. По некоторым позиции России и США оказались относительно близки, по другим - пока расходятся. Явно контрастные оценки прозвучали по ситуации в Венесуэле, хотя стороны договорились продолжать консультации по этой теме. Больше общего нашлось в подходах к искоренению терроризма в Афганистане и Сирии, а также разрешению проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. Лавров выразил надежду на то, что новый президент Украины и его команда в скором времени определят свою позицию по "минским договоренностям", которые закреплены резолюцией СБ ООН.

Вашингтон в последние недели проявил бурную активность на поле поиска контактов с Москвой. Комментаторы связывают это с бесславным завершением расследования спецпрокурора Роберта Мюллера, что, возможно, наконец позволит команде Трампа активнее вести диалог с Россией без оглядки на внутриполитические последствия. Хотя в свете приближающихся в 2020 году президентских выборов в США не исключены рецидивы "Рашагейта".

Так, на пресс-конференции американская пресса "блеснула" фирменным вопросом о бездоказательно приписываемом России влиянии на выборы в США. Причем, как потом обратила внимание журналистов Мария Захарова, вопрос во многом звучал как утверждение из той реальности, которую создали сами американские журналисты.

Вопрос был адресован Помпео, но свой ответ на его дал и российский министр. Лавров сообщил, что передал госсекретарю копию статьи из американской газеты 1987 года, в которой писали про планы СССР повлиять на выборы президента США в 1988 году.

Примечательно, что в статье упоминалось и о президентских амбициях тогда еще юного бизнесмена Дональда Трампа. Так что такого рода страшилки в прессе - не в новинку. Но, как подчеркнул министр, "пока на столе не будет фактов", а сейчас их нет, "взрослый разговор на эту не получится". Он напомнил, что американцы сами отказались от ряда российских инициатив по обмену данными по проблемам кибербезопасности.

При этом, как сообщил Лавров, на встрече Помпео был вручен детальный перечень шагов США по вмешательству в дела России. По его словам, "это не домыслы, а закрепленные в законах" действия, как например, ежегодное выделение 20 миллионов долларов для госдепартамента США на демократизацию России. Что до госсекретаря, то вопрос американского журналиста его "не зацепил". Помпео констатировал разногласия по этому вопросу и ответил несколькими дежурными фразами о недопустимости вмешательства в американские выборы.

На этой ноте встреча завершилась, а дипломаты отправились в "Бочаров ручей" докладывать о результатах переговоров президенту Владимиру Путину.