В Мурманской области приблизительно у 20 тысяч человек диагностированы онкозаболевания, которые в структуре смертности стоят на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. В поликлинику Мурманского областного онкологического диспансера обращаются от 200 до 250 человек в день. Более половины пациентов приезжают в Мурманск из отдаленных районов Заполярья. Среди них есть немало тех, кто столкнулся с невозможностью получить необходимые препараты.
- Я около двух лет лечил свою мать с четвертой стадией рака, - рассказал мурманчанин Николай. - У нас лекарства часто недоступны, одна ампула стоит порядка 20 тысяч рублей, но и их не найти. Пришлось продать все что можно и отправить ее на лечение за рубеж. В итоге денег все равно не хватило и пришлось продолжить лечение в Мурманске. Она прожила два года с момента постановки диагноза, и мы радовались каждому дню, отвоеванному у болезни.
Заместитель главного врача регионального онкодиспансера по амбулаторно-поликлинической помощи Вячеслав Зинькевич отмечает, что больше всего жалоб на время ожидания в очередях и на лекарственное обеспечение. Больные зачастую настаивают на курсах лечения, которые стоят от 300 тысяч рублей в месяц и выше. Но за счет бюджета обеспечить таким лечением всех невозможно.
Но и дешевизна не выход из положения. Одна из главных проблем - громоздкая процедура закупок лекарств, в которой основным критерием становится его низкая стоимость. Как правило, дешевыми бывают дженерики - удешевленные варианты оригинальных препаратов, разработанных фармацевтическими компаниями.
- Дженерики - это наша первая проблема, - отмечает Наталья Петухова, заместитель главного врача по медицинской части поликлиники N 2 Мурманска. - Бывает, что их прием вызывает у пациентов не улучшение, а обострение заболеваний или разнообразные побочные реакции. По словам представителей Минздрава, в этом случае можно без особых проблем направить извещение в Росздравнадзор, а затем составляется персонифицированная заявка. Но, к сожалению, дженериков слишком много. Зачастую приходится оформлять не одну заявку в Росздравнадзор, прежде чем пациент получит лекарство, которое ему действительно поможет. Если приходится перебирать десяток дженерических препаратов, то очень маленькой становится вероятность того, что пациент получит именно то лекарство, в котором он нуждается. Кстати, эта проблема относится и к другим лекарственным средствам. Сейчас, например, пациенты массово отказываются от препаратов для лечения бронхиальной астмы, потому что они вызывают у них сильный кашель.
Следующая проблема в том, что постановление правительства РФ N 890, которое регламентирует обеспечение граждан и медицинских учреждений лекарственными препаратами, датировано 1994 годом. Оно давно устарело, но необходимые поправки в него до сих пор не внесены. Например, оно включает в себя препараты, которые в современной медицине уже не используются. Современные же препараты, которые необходимы пациентам, в него не включены. Особенно много сложностей возникает у пациентов, которые не признаны инвалидами, - обеспечить их необходимыми лекарствами сложнее.
- Думаю, что такие пациенты появились не внезапно, - подчеркивает Андрей Чернев, кандидат медицинских наук, член профильного комитета Мурманской областной думы. - О том, что они не переносят те или иные препараты, чаще всего бывает уже известно. Необходимо обращаться в Росздравнадзор заранее. А что касается постановления правительства РФ N 890, то считаю необходимым выйти с инициативой по внесению изменений в указанный перечень. Пытаться закупать несуществующие препараты - это несусветная глупость.
Еще одна сложность в том, что региональный перечень гарантируемых государством лекарственных препаратов сегодня не соответствует федеральному, который определен постановлением правительства РФ N 2738-р от 10 декабря 2018 года. Из-за этого многие современные и эффективные лекарства, определенные федеральным документом, оказываются недоступными для пациентов - тратить на их закупку средства из регионального бюджета становится невозможным.
- Причина несоответствия перечней, на мой взгляд, скорее формальная, - поясняет министр здравоохранения региона Дмитрий Панычев. - В силу процесса бюджетного планирования региональная программа утверждается раньше федеральной. Наши предложения были сформированы в конце 2018 года, в то время как оба перечня были утверждены в конце декабря. Сейчас вносятся уточнения в программу, на ближайшем заседании Думы будет утвержден закон, вносящий необходимые изменения в региональную программу обеспечения лекарствами.
В Мурманской области возникают сложности не только с противоопухолевыми препаратами, но и с медицинскими средствами для лечения сахарного диабета, подчеркивает Наталья Петухова. Минимум раз в день такой пациент должен контролировать уровень сахара в крови с помощью тест-полоски. Для их покупки на одного регионального больного-льготника из бюджета Мурманской области выделается 800 рублей, тогда как 50 полосок стоят минимум 600. А для необходимого уровня контроля их нужно 365. Этот вопрос, выглядящий простым, превратился сегодня в серьезную проблему и тоже нуждается в законодательной корректировке.
Людмила Ушакова, первый заместитель министра здравоохранения Мурманской области:
- Лекарственные препараты мы покупаем после того, как они назначены пациенту лечащим врачом. После того как пациент получает назначение, идет заявка на закупку. Кроме того, существует 44-й федеральный закон, регламентирующий закупку препаратов, поэтому скорость их закупки не может быть высокой. Речь идет прежде всего о таргетных (воздействующих точечно) противоопухолевых препаратах. Стоимость одной упаковки таких препаратов на один месяц - от 300 до 800 тысяч рублей. Срочная закупка даже одной упаковки занимает от одного до полутора месяцев. Этот временной фактор вызывает больше всего нареканий, но сегодня ускорить их закупку нельзя.
Правда, прогресс в этой сфере все же есть, и он касается ассортимента закупаемых лекарств. Еще два года назад приобретались 17 наименований противоопухолевых препаратов, в 2017 году этот список увеличился до 23, а в 2018-м - до 37 наименований на 124 миллиона рублей. За первый квартал 2019 года закуплены препараты на 31 миллион рублей. Расширяются показания, увеличивается количество используемых схем применения препаратов при тех или иных видах опухолей.
Роман Пономарев, заместитель главного врача по хирургии Мурманского областного онкологического диспансера:
- Такая ситуация с закупкой препаратов приводит к неоправданным тратам средств областного бюджета. Необходимо, чтобы бюджетные деньги работали с максимальным КПД. Кроме того, система закупок остается очень негибкой. От того момента, когда становится ясной необходимость для пациента того или иного лекарства, и до его получения иногда проходит полгода. Мы намерены собрать от медицинских специалистов в Мурманской области предложения, как это можно сделать быстрее, и сформировать с данной целью рабочую группу.