Маркировка позволяет отследить движение товаров от производителя до конечного потребителя в течение всего срока их нахождения на рынке, а также помогает бороться со всеми видами нелегальной продукции - контрафактом, фальсификатом, контрабандой.
Участники рынка довольно быстро адаптировались к процессу маркировки. В зависимости от производимой продукции и возможностей производственных линий, они могут выбрать разные виды маркировки (базовые технологии - Data Matrix, RFID-метки). Благодаря этим технологиям на каждый товар наносится уникальный цифровой код. Он сразу же загружается в общую систему. И именно по нему отслеживается вся логистическая цепь товара. В ЦРПТ уверяют, что вброс подделок невозможен.
При продаже товара на онлайн-кассах, которыми сейчас оснащается вся розница, в системе сразу же появляется статус "вышел из оборота". Если товар нелегальный, система передаст в отраслевой контролирующий орган информацию о наличии контрафакта в точке продаж.
В конце 2018 года заработала маркировка лекарств (пока они чипируются на добровольной основе), с 1 июня 2019 года к "Честному знаку" присоединяется система маркировки меховых изделий.
В нынешнем году обязательной маркировке подлежат 10 товарных групп: табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки, изделия легкой промышленности. Обязательная маркировка табачных изделий началась 1 марта 2019 года.
Обувь начнут чипировать с 1 июля нынешнего года, остальные товары - с 1 декабря. А с 1 января 2020 года начнется обязательная маркировка лекарств.
В понедельник правительство еще более расширило список товаров, подлежащих маркировке. В частности, в него включены готовая продукция из мяса и рыбы, бакалея (крупы, рис, макароны, чай, кофе, консервированные фрукты и овощи), бытовая техника, детское питание, минеральная вода, безалкогольные напитки, включая соки и нектары, молочная продукция, растительные масла, бытовая химия, парфюмерия и косметика. Эти предложения направлены в совет Евразийской экономической комиссии.Таким образом, планируется контролировать 21 группу товаров.
К 2024 году на российском рынке должна быть создана сплошная система маркировки и прослеживания товаров.