Среди поставщиков должны быть только проверенные компании, считают авторы инициативы. Они внесли в Госдуму законопроект о закупках услуг по организации школьного питания только через конкурсы с ограниченным участием.
Если поправки примут, заказчик будет выставлять требования к потенциальным участникам конкурса еще до его проведения и допускать к торгам только тех, кто выполнит эти условия, пояснил "Российской газете" замдиректора Центра профессионального развития госслужащих РАНХиГС Николай Баранов.
Среди дополнительных критериев может быть наличие у компаний финансовых ресурсов для исполнения контракта, материальной базы, квалифицированных сотрудников, опыта работы и деловой репутации, отмечают авторы законопроекта.
Прежде всего нужно исключить участие в конкурсах подрядчиков, к которым уже были претензии, добавляет профессор Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина. "К поставщикам должны быть сформулированы очень внятные требования по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил, учету диетических предпочтений детей, например, часто в блюдах высокое содержание сахара, высока доля мучных изделий. Также должен быть выставлен запрет на замену блюд после проведения конкурса", - говорит эксперт. Далеко не все компании могут справиться с такими требованиями, говорит она.
Сейчас ситуация со школьным питанием удручающая, признают депутаты, эксперты и представители власти. В закупках фактически могут участвовать любые компании, побеждает та, которая предложит самые выгодные условия, то есть выставит минимальную цену.
"Бывают случаи, когда крупная компания снижает цены на треть, выигрывает конкурс, а затем раздает исполнение контракта субподрядчикам - мелким фирмам без ресурсов и квалифицированных сотрудников", - отмечает Абанкина.
С другой стороны, все чаще выявляются случаи сговора между организаторами закупок и участниками рынка. Цена контракта завышается, результаты торгов подтасовываются, а качество еды в итоге хуже некуда. Вместо молочных продуктов - заменители, то есть фальсификат, правила хранения еды нарушены, а в пищеблоке работают неквалифицированные сотрудники без медицинских книжек.
Кроме того, торги могут проводить в спешке, а в конкурсной документации, например, вообще не указывать такие важные требования, как наличие поваров-специалистов.
Результаты ужасающие. Детям предлагают продукты с истекшим сроком годности, недоваренную холодную пищу, а иногда просто зараженную еду. "Указанные нарушения приводят не только к изменению вкусовых свойств блюд, но и заболеваниям обучающихся, лечение которых порой становится возможно только в условиях стационара", - отмечают депутаты.
Введение предварительного отбора участников конкурсов поможет выправить ситуацию, считают эксперты. Можно было бы даже сформировать специальный реестр поставщиков услуг по организации школьного питания, где родители смогут оставлять свои отзывы, предлагает Ирина Абанкина. Тогда большое количество негативных отзывов могло бы служить основанием для отказа компании участвовать в конкурсе. Кстати, в некоторых городах такая возможность уже есть. Но в большинстве случаев пока родители, не найдя управу на школьные столовые, вынуждены просто давать детям сухие пайки из дома.
Но контроль нужно ужесточать и на этапе исполнения контракта, убеждены эксперты. После проведения конкурса и заключения контракта на поставщиков питания практически нет никакого воздействия. Проверить еду на соответствие технологическим картам ни учителя, ни директор школы не в состоянии. Нужно также совершенствовать законодательство в части санкций. "Расторжение контракта и поиск другого поставщика плохо урегулированы, сейчас это волокита", - говорит Абанкина.