Как молиться за больного алкоголизмом или наркоманией

18 мая - день иконы "Неупиваемая Чаша", спасающей при алкоголизме и наркомании. Помогает образ не только самим страдающим от зависимости, но и в тех случаях, когда пьющий или употребляющий наркотики не готов взглянуть правде в глаза и катится к гибели, увлекая за собой всех оказавшихся рядом. "РГ - Неделя" обобщила опыт, как жить и молиться образу Божией Матери "Неупиваемая Чаша", если хочешь помочь близкому, гибнущему от недуга зависимости.

Святитель Филарет (Дроздов) говорил, что с советом можно идти к человеку только тогда, когда сердце его для тебя открыто. Специфика алкоголизма и наркомании такова, что долгое время употребляющий находится в стадии отрицания своей болезни, сопротивляясь всем попыткам его излечить. Для близких, пытающихся донести до больного горькую правду, сердце зависимого, находящегося в стадии отрицания и сопротивления, закрыто. Чаще всего он даже не желает разговаривать на больную тему. В таких случаях, считают святые, достучаться до человека можно только молитвой. Ну а про то, как именно надо молиться, точнее всего сказал Фома Аквинский: "Молиться надо так, будто все зависит от Бога, а действовать так, будто все зависит от нас".

Алкоголизм, и особенно наркомания, требует от родственников незамедлительной реакции. Во-первых, обращения к врачам и реабилитологам. Во-вторых, противодействия духовного. Не обольщайтесь: промедление и беспечность убийственны - для всех.

Приступая к "взысканию погибающего", надо получить благословение у священника, знакомого с проблемой. Это благословение не раз поддержит вас в минуты отчаяния.

Помните святоотеческую истину: надо бороться не против грешника, но против греха, уродующего человека. Относясь к ближнему как к духовноболящему, нуждающемуся в вашей поддержке и понимании, надо осознавать, что от вас потребуется жертвенная любовь. Надо быть готовым к тому, что придется много терпеть - как от самого больного с его пагубной страстью, так и от тех духовных сил, чья задача - погубить людей: и больного, и вас. Борьба за душу близкого потребует от вас подвижнических усилий, напряжения всех сил, использования всего духовного опыта. Остерегайтесь относиться к этому как к бытовому, житейскому, обычному делу. Происходящее называется "духовной бранью", и еще ни одному христианину не удавалось ее избежать, даже если вокруг одни трезвенники. Духовная брань - это духовная борьба христианина со страстями, мешающими его богообщению и приближению к Богу. Один из главных принципов христианской аскетики гласит: "Время - это есть время борьбы". На эту изнурительную, до самого нашего исхода, борьбу должен себя обречь каждый православный. Иного пути нет: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить", - предупреждает апостол Петр. Но, повторюсь, борьба эта не против человека, даже самого закоренелого в своих преступлениях. Борьба эта против греха, против страстей, против "духов злобы поднебесных".

Вглядитесь в себя: не являетесь ли вы сами рабом какой-либо сильной многолетней страсти? Не скажет ли вам обуреваемый алкоголизмом или наркоманией: "Врач, исцелись сам". Чтобы ваше слово имело силу, нужно обладать опытом поражения страстей, для этого надо читать труды святых отцов по аскетике.

Молиться надо так, будто все зависит от Бога, а действовать так, будто все зависит от нас

Изучая опыт святых в духовной невидимой брани, воздержитесь от прямолинейных советов, не произносите: "Вот я, например..." Лучшая педагогика - педагогика непрямого действия. Помните слова преподобного Иоанна Лествичника: "Не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же". Отцы Церкви советуют: учи другого, осознавая, что сам еще учащийся, ибо кто совершенно победил грех? Всегда обращайтесь к Богу с мольбой: "Господи, вразуми, что мне сказать, как поступить".

Помните: сила уговоров, увещеваний ограничена. Во-первых, потому что душа врачуется только через очищение сердца, то есть через покаяние и причащение. А до этого у больного еще долгий путь. Во-вторых, зная, видя ваши недостатки, слабости, больной охотно отнесется к вашим поучениям как к пустым словам - нет пророка в своем отечестве.

Старайтесь никогда не опускаться до уровня разговора болящего, если он позволяет себе оскорбления в вашу сторону, ругань, учитесь сдержанности.

Будьте внимательны в отношении времени и места увещевания. Так, период абстинентного синдрома (похмелья) или "ломки" у принимающего наркотики - не время для словесного вразумления. Не каждый согласится, чтобы его недуги стали предметом обсуждения на людях, при посторонних. Вот что советовал своей духовной дочери игумен Никон (Воробьев): "Если он пьет, он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может... Нельзя требовать от него здоровья, когда он болен, ты должна не ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать его на что-либо худшее. А в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость".

Возделывайте себя. Священники, работающие с больными алкоголизмом и наркоманией,говорят: искреннее покаяние в церкви даже одного члена семьи, его усердная молитва незримо улучшает всю ситуацию в семье зависимых. Наложите на себя пост, усильте молитву, чаще исповедуйтесь и причащайтесь, читайте книги святых, труды о духовной брани. Но удержитесь от того, чтобы тыкать своей вновь обретенной "праведностью" другим членам семьи, это признак незрелости, самомнения, гордыни - той же самой, что привела вашего близкого к алкоголизму или наркомании.

Чудеса Божии возможны, их много, они везде. Но Бога невозможно понудить на чудо, а вот принуждать себя на труд, труд духовный, мы обязаны. Господь, желающий всем спастись, знает Сам, когда явить Свое милосердие нам, вопиющим к Нему. "Не устрашайся, - пишет преподобный Иоанн Лествичник, - хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно, и Ангел, тебя сохраняющий, почтит твое терпение".

Помните, "каждое сопротивление страсти ослабляет ее" (святитель Игнатий Брянчанинов).

Не упрощайте: вы взялись за труд крайне сложный. Вы соработники Бога по спасению души, личности. А личность эта, если взять наркоманию или последние стадии алкоголизма, может быть уже в распаде, под сильнейшим демоническим воздействием. Демоны же не терпят молитвы, святыни. Поэтому так трудно бывает получить согласие болящего на причащение, так как Причастие - самое великое и всесильное оружие в борьбе. Пусть вас не покидает вера, что придет время, когда вы сможете сказать: "Близкий мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Молитесь и верьте.