В силу физических и умственных особенностей Артему Истомину (имена детей в статье изменены) сложно учиться в обычной школе даже по облегченной программе. Он не может долго сидеть на одном месте, а отсюда проблемы с поведением, общением с одноклассниками и учителями.
Ни родители, ни педагоги не могли и представить, что когда-нибудь увидят Артема мирно занимающимся чем-то более пяти минут. Чудо произошло в берестяной мастерской на профпробах для детей коррекционных школ. Когда ребятам дали заготовки, инструмент и предложили сделать подставку под горячее, Артем неожиданно для всех увлекся этой работой. Как будто сам материал его заворожил. Притяжение было настолько сильным, что Артем забыл обо всем. А когда мастер-руководитель еще и похвалила его поделку, радости мальчика не было предела.
Вопрос кем стать, когда вырастешь, наверное, один из самых непростых в жизни подростка. Ответ на него предполагает множество ответов на другие, может быть, менее глобальные, но не менее важные вопросы: что мне интересно, чем я могу заниматься долго, что у меня получается лучше всего, где я смогу добиться успеха?
Чтобы принять окончательное решение, требуется проверить все на практике. Для того и придумали профессиональные пробы. Сегодня старшеклассники любой школы имеют возможность примерить на себя ту или иную профессию. В учебное время они посещают предприятия и организации, знакомятся с набором компетенций и кругом обязанностей специалистов, получают начальные практические навыки. По свидетельству педагогов и самих ребят, это значительно облегчает выбор будущего дела.
Но до недавнего времени профессиональные пробы были доступны лишь ученикам обычных общеобразовательных учреждений. Что же касается ребят из коррекционных классов и школ, то забота о выборе профессии и возможности будущего заработка была исключительно делом родителей или опекунов. Зачастую трудовая реализация таких молодых людей ограничивалась не только объективными условиями, но и элементарным незнанием потенциальных возможностей.
В нынешнем году в Прикамье для учащихся коррекционных школ и коррекционных классов начал работать проект "Профессиональные пробы". Учреждений, где ребята могут попробовать свои силы на профессиональном поприще, пока немного - несколько ремесленных мастерских в Перми, Кудымкаре и Чайковском. До конца учебного года пробы пройдут учащиеся 11 школ Прикамья, включая интернат для слабослышащих и Платошинскую школу-интернат.
Проект разработали в благотворительном фонде "Социальная деревня "Светлая" для людей с ограниченными возможностями", а в прошлом году организация получила на его реализацию средства президентского гранта. Теперь учащиеся коррекционных школ имеют возможность познакомиться с различными ремеслами, узнать что-то новое, а те, кто проявят особую заинтересованность, смогут продолжить обучение в мастерских, а потом даже прийти сюда работать.
Как отметила специалист благотворительного фонда Светлана Галина, сейчас можно на практике познакомиться с такими видами рукоделия, как набойка по ткани, ткачество и ковроткачество, гончарное и берестяное ремесло.
- Мы понимаем, что этим детям в силу особенностей развития по достижении совершеннолетия будет достаточно сложно найти работу и стать востребованными на рынке труда, - говорит она. - Поэтому знакомство с ремеслом и дальнейшее овладение им в наших учебных мастерских - это отличный шанс для будущего трудоустройства.
Как отметила Светлана Галина, в этом направлении профориентации Пермский край едва ли не единственный среди российских регионов. И в крупных городах страны профпробы для учащихся коррекционных школ практически не проводятся. Не говоря уже о внимании к тем детям, которым сложно дается учеба даже в специализированных образовательных учреждениях.
Свою задачу специалисты фонда видят еще и в выявлении ребят с самыми сложными ментальными заболеваниями, которые никогда не смогут трудоустроиться. Но благодаря пробам у них появится возможность приобрести навыки работы на дому или в мастерских. Многие приходящие в мастерские ребята не очень успешны в учебе и своем привычном окружении. Когда же у них начинает что-то получаться, то удивляются и они сами, и их педагоги. И конечно, самооценка у таких детей заметно вырастает, а это уже первый шаг к более счастливой судьбе.
По признанию мастеров-наставников, некоторые ребята с ментальными особенностями постигают ремесло на каком-то удивительном, почти интуитивном уровне. Они пробуют - и добиваются успеха с первого раза. И тогда за них уже можно быть спокойными: дети обязательно овладеют трудовым навыком, что в дальнейшем может помочь им зарабатывать. В этом и состоит главное значение профессиональных проб. Так дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители получают реальную помощь.
По мнению специалистов фонда, в работе с особенными детьми очень легко ошибиться. Практика профпроб показывает: даже у самых, казалось бы, безнадежных вдруг появляется шанс. Кто-то находит себя в работе с берестой, как, например, Артем Истомин. Кого-то зачаровывает глина. А кому-то больше нравится работа на ткацких станках.
- После девятого класса я планирую пойти учиться на повара-кондитера, - говорит Ирина Дужина. - Но работа на ткацком станке - хороший способ подработки, и, наверное, я останусь здесь плести половички. Больше всего мне понравилось работать на ткацком станке, мы научились плести на нем браслеты и коврики.
Занятия в мастерских - это еще и очень нужная таким детям социализация, возможность вести активную жизнь, обрести новых друзей и получить новые знания. Ведь на занятиях не просто происходит механическое запоминание алгоритма действий - идет непременный разговор о жизни, о народных традициях, о значении того или иного предмета, который создается на глазах у ребят.
Если это береста, то они узнают о ее свойстве оберегать от неприятностей и зла. Если какой-то рисунок или цвет, символика есть в каждой линии. Подобную информацию ребята больше нигде не получают, а потому занятия вызывают у них неподдельный интерес.
- Залог успешного будущего ребенка с инвалидностью - его встроенность в социум, - говорит Светлана Галина. - К сожалению, очень многие родители опускают руки, смиряются с участью своих детей сидеть дома. Профпробы наглядно демонстрируют: это не тупик. В жизни есть немало дорог, по которым дети могут идти уверенно.
Лариса Дудина, классный руководитель, школа N 118, Пермь:
- У нас есть классы, где детей обучают по адаптированной программе. В нынешнем году мы впервые получили возможность пройти с ними профпробы. Это уникальный и крайне важный опыт для детей с задержкой развития. Не все они смогут продолжить обучение в колледжах. Поэтому умение что-то делать своими руками очень пригодится ребятам в жизни. Некоторые из них уже увидели в этих пробах большое благо. Например, Ане Сидякиной учиться дальше будет сложновато - у нее эпилепсия. Но у девочки золотые руки, и работа в мастерских ей вполне по силам. А Марине Эрцибаевой так понравилось работать в гончарной мастерской, что она не может дождаться продолжения. Для таких детей даже смена обстановки очень важна. Тем более что в мастерских почти все они успешны, все у них здесь получается. А если что-то и не ладится, всегда приходят друг другу на помощь.