Гость назвал Сургут моногородом, многие жители которого через энное время окажутся не у дел, поскольку на добыче углеводородов людей постепенно заменят роботы, автоматизированные системы, и тогда "убогие муравейники" новых микрорайонов останется "красиво снести". Глава местной администрации Вадим Шувалов мрачный взгляд Варламова, понятно, не разделяет.
По последним данным, численность населения муниципалитета превысила 376 тысяч человек, тогда как десять лет назад она была меньше 300 тысяч. Если динамика прироста сохранится, то к 2028 году будет свыше 450 тысяч. Здесь очень много молодых семей, отсюда завидные показатели рождаемости. Сургут - мощный магнит для трудовых мигрантов: их соблазняют высокие зарплаты в сочетании с развитой социальной инфраструктурой, отличной транспортной доступностью и щадящим для высоких широт климатом.
Впрочем, тот же Илья Варламов полагает, что он "ужасный", для нормальной жизни непригодный, и в качестве аргумента приводит следующий факт: даже в июне здесь может выпасть снег. Но подобные природные казусы периодически случаются, к примеру, и в Тюмени, и в Екатеринбурге, и на Южном Урале. Среднегодовая температура воздуха в Сургуте - минус 1,5 градуса. В сопоставимом с ним по численности населения Нижнем Тагиле она выше на три градуса, однако в уральском муниципалитете демографическая кривая неуклонно снижается. Выбор людей в решающей степени зависит от уровня дохода и количества достойных предложений на рынке труда.
Среди городов Югры и Ямала, наполняемость бюджетов которых критически зависима от налогов нефтегазовых компаний, у Сургута лучшая структура экономики. Она относительно дифференцирована, велика доля энергетики, увеличивается сектор обработки и переработки. Среди инвестпроектов с многомиллиардными вложениями - строительство металлообрабатывающего завода на 500 рабочих мест, формирование индустриального парка. Однако следует признать, что именно добыча углеводородов - локомотив для промышленного "поезда", для различных производств и сервисных служб. Нефти пока достаточно для движения этого состава на приемлемой скорости. Но вдруг роботы и в самом деле вытеснят на промыслах людей?
Вадим Шувалов, энергетик по профессии, на сей счет спокоен. На его взгляд, полная автоматизация нефтянки - дело отдаленного будущего: цифровизация производства, в отличие от банковской сферы, процесс сложный и долгий.
- Напротив, новые технологии извлечения нефти зачастую не уменьшают потребность в бурильщиках, а увеличивают ее. Сланцевый бум в США, произошедший именно благодаря новым технологиям, создал десятки тысяч рабочих мест за счет расширения возможностей для добычи, - оптимистично рассуждает градоначальник. - Но предположим, что при наступлении "технологического рая" и полной победы роботов Сургут опустеет. Или в связи с климатом и снегом в июне. Но тогда опустеет и Москва, где климат тоже "не фонтан" и снег в июне был всего лишь год назад. То есть, следуя такой логике, необходимо развивать только Краснодар, Ялту и Сочи? - не без иронии спрашивает Шувалов.
Вместе с тем он не решился оспаривать вывод блогера о том, что "Сургут в плане городской среды - очень враждебный и несправедливый" к своим жителям. Согласившись на участие в проекте Варламова "Большая дорога с мэром" в момент схода снега (всюду грязь, наледи и лужи), он получил ожидаемый суровый фоторяд. И комплимент от автора: мол, самый смелый мэр страны, ибо не стал выжидать ради положительного эффекта более благоприятного времени - после субботников и коммунальных чисток.
Помимо прелестей межсезонья на снимках - разбитые дороги и увечные тротуары, отсутствие нормального пешеходного и прогулочного пространства в сочетании с заполонившими все и вся машинами. По количеству автомобилей на тысячу жителей Сургут входит в первую тройку муниципалитетов РФ. По городу в слякоть без опаски можно передвигаться только на машине, а их агрессивным владельцам, паркующимся где заблагорассудится, здесь потворствуют, делает вывод Илья. Он еще раз критически оценил архитектуру, градостроительные технологии, доказывая, что они, на его пристрастный взгляд, преимущественно убогие, неприемлемые для богатого и уважающего себя города.
Мэр ответил: "Я дал указание всем в администрации внимательно изучить фоторепортаж и обсудить, что можно сделать для улучшения городской среды. Согласен, что наши пенсионеры заслужили право ходить по ровным и хорошо убранным дорогам".
Похоже, этой весной власти Сургута больше озабочены не дорогами, а перспективами жилищного строительства, размещением будущих объектов социальной сферы. До конца следующего десятилетия они планируют прирастить жилфонд не менее чем на три миллиона квадратов. Свободного же пространства осталось крайне мало. Пустыри на окраинах имеются, да девелоперы не соглашаются их осваивать без подвода коммуникаций на бюджетные средства. В противном случае квадрат выйдет непомерно дорогим.
Между тем на давно застроенной территории масса зданий, дышащих на ладан, - около 250. Сносили прежде точечно, пуская под нож бульдозера совсем ветхие дома. И вот появилась возможность "тотальной зачистки" - Сургут получит по межбюджетным трансфертам солидные средства на целевую программу. Но для застройки таких участков мало избавиться от старых домов: изношенная коммунальная инфраструктура не справится с возрастающей нагрузкой. Только на обновление теплосетей потребуется порядка шести миллиардов рублей. В казне свободных денег нет, надежда на привлечение инвесторов в формате государственно-частного партнерства.
Ну а на вопрос Ильи Варламова, когда же наконец у Сургута появится центр города, ответа так и нет. Центр как таковой отсутствует, поскольку в советскую эпоху город застраивался хаотично, согласно разрозненным ведомственным планам. Возможно, не хватает талантливого и принципиального архитектора.