"Мы завершили рассмотрение вопроса об открытии Института по возвращению народу награбленного, да именно так он будет называться. Все, что конфискуется у преступности и коррупционеров: дорогие автомобили, ранчо, резиденции, наличные деньги, все будет возвращено гражданам", - заявил президент Андрес Лопес Обрадор. По предварительным оценкам, за то, что уже находится на складах полиции, удастся выручить по меньшей мере 1,2 миллиарда песо или более 4 миллиардов рублей по нынешнему курсу.
Институту, по сути, предстоит решать, что же делать с вырученными от реализации арестованного имущества средствами. А различного "добра", принадлежащего преступным группировкам, у мексиканской полиции ежегодно скапливается достаточно много. Кадры оперативной хроники, в особенности задержания участников наркокартелей, буквально пестрят предметами роскоши: золотые украшения, оружие, украшенное драгоценными металлами и камнями, "прокаченные" роскошные автомобили, комнаты, забитые мешками наличности, и все это, как правило, в фешенебельных виллах с бассейнами и гуляющими по территории экзотическими животными.
"Подождите, вы еще увидите, о каких тачках идет речь", пошутил Лопес Обрадор в ходе пресс-конференции, предвосхитив публикацию в скором времени сведений о продаже конфискованных автомобилей.
"В скором времени будет окончательно решено, каким образом будут распределяться эти деньги. В каких-то случаях средства пойдут напрямую в родительские школьные советы, для ремонта и строительства спортивных и рекреационных площадок, в других - на закупку автомобилей "скорой помощи", строительство дорог и так далее. В общем, на любые цели, полезные для общества", отметил мексиканский лидер.
Предложение о создании подобного ведомства, уже прозванного местной прессой "Институтом Робин Гуда", является беспрецедентным для стран региона. Правительство пока не объявило юридических нюансов функционирования Института, но Лопес Обрадор дал четко понять, что будет максимально транспарентным для общества, и раскритиковал предыдущих руководителей государства, никогда не раскрывавших широкой публики информацию о судьбе конфискованного. "Теперь, при строительстве новых объектов, все будут знать, что возведены они на украденные, разворованные средства, которые нам удалось вернуть. Проблема Мексики состоит не в дефиците бюджета, а в коррупции", заключил Лопес Обрадор.
В странах региона преступные деньги и имущество, как правило, находятся под арестом суда, который в итоге и определяет, что с ними делать. Но в любом случае они чаще всего оказываются в государственном пользовании. Что касается недвижимого имущества и автотранспорта, то оно либо распродается по заниженной стоимости через аукционы, либо, как это часто бывает с автомобилями, может перейти в пользование сил полиции и армии. В Колумбии, например, существует специальный фонд поддержки жертв организованной преступности и борьбы с ней. Именно там оказалась большая часть средств, конфискованных у самого крупного наркобарона истории Пабло Эскобара.