Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала недавние заявления министра внутренних дел Эстонии Марта Хельме, озвучившего территориальные претензии к Москве. На Смоленской площади назвали их провокационными, а саму тему - "навсегда закрытой" для России.
Концепция, озвученная Хельме, который сослался на Тартуский мирный договор 1920 года, не нова для официального Таллина. К этому документу, который утратил силу в 1940 году с вхождением Эстонии в состав СССР и, по словам Захаровой, "давно принадлежит истории", ранее апеллировали и нынешний глава эстонского МИД, и спикер парламента республики. Собственно, попытки эстонских властей в последний момент в одностороннем порядке привязать упоминания о нем к первому варианту пограничного договора между Таллином и Москвой от 2005 года стали причиной того, что российская сторона свою подпись от документа отозвала. Новый договор о российско-эстонской государственной границе с подробнейшим приложением, описывающим порядок ее прохождения на сухопутном участке, был заключен уже в 2014-м в Москве на встрече Сергея Лаврова с Урмасом Паэтом, возглавлявшим тогда дипведомство Балтийской республики. В нем соседи подтвердили, что не имеют взаимных территориальных претензий. О том, какую огромную работу проделали эксперты с обеих строн для делимитации границ, можно убедиться из текста, опубликованного на сайте МИД РФ.
Вот лишь один из пассажей: "У плотины бывшей мельницы Плийдамяэ граница отходит от реки Пиуза (Пимжа) и идет 0,6 км в юго-юго-западном направлении до ручья Серебряный (Хыбеоя), далее 1,7 км в общем восточно-юго-восточном направлении вверх по течению ручья Серебряный (Хыбеоя) до его истока, находящегося в 0,1 км к северо-северо-западу от пересечения лесоустроительных квартальных просек, пересекая автомобильную дорогу Печоры - Саатсе". Однако и этот документ до сих пор не вступил в силу - обмен ратификационными грамотами так и не состоялся.
По словам Захаровой, для этого нужна "нормальная неконфронтационная атмосфера", в том числе готовность эстонских коллег отказаться от каких-либо дополнительных оговорок и притязаний. Тем временем эстонские чиновники и политики время от времени поднимают вопрос о "пяти процентах" территории, которые якобы "оккупированы" Россией, подразумевая под этим части Ленинградской и Псковской (Печорский край) областей. Эти исторические российские земли переходили к Таллину по Тартускому договору, а в 1940-е годы вернулись в состав РСФСР.