При бронировании номера в сельской гостинице администратор невзначай поинтересовалась: мол, по какому делу к нам? Узнав, что корреспондент едет в гости к местному священнику, обрадовалась: "Батюшка - человек хороший, он наш, амурзетский".
- Неисповедимы пути Господни, - улыбается отец Спиридон, в миру Юрий Абрамов. - В 11 классе я поспорил с учителем истории, что поступлю в Биробиджанский пединститут. Сделал это легко. В 1998 году меня приняли на бюджетное обучение по специальности "учитель русского языка, литературы и истории". Отучился один курс и бросил - никак не мог сдать экзамен по старославянскому. Ну не давался он мне! Кто мог знать, что через десяток лет я буду вести службу на церковно-славянском?
Уйдя из института, Юрий Абрамов работал и учился заочно в юридическом колледже. В 2000-м неудавшийся филолог и историк начал вести уроки информатики в соседнем селе Благословенном. Через два с половиной года перешел в родную амурзетскую школу. Потом получил-таки диплом о высшем педагогическом образовании.
Летом 2012-го в селе Амурзет узнали, что школьный учитель Абрамов стал священнослужителем и был рукоположен в дьяконы. Год спустя его посвятили в иереи.
К учителю, принявшему сан, земляки относятся по-разному.
- С теми из педагогов, кто ближе к храму, ничего не изменилось в отношениях, они по-прежнему дружеские. Некоторые меня даже батюшкой называют, совета просят, - говорит отец Спиридон. - Другие коллеги стали сторониться. Раньше, бывало, в гости приглашали, а теперь, наверное, не знают, как себя вести со мной. А ведь я остался тем же. Просто есть некие ограничения. Я, например, не пойду танцевать. Но посидеть, поговорить по душам нам ничего не мешает.
В селе со священником люди тоже ведут себя двояко. Батюшка признается, что некоторые сверстники, бывшие однокашники, с трудом воспринимают его в новом качестве: "Как я пойду к нему за духовным советом, если я помню, каким он раньше был?"
Ученики тоже разделились. Одни, здороваясь, называют учителя строго по имени-отчеству - Юрием Николаевичем, другие - батюшкой, отцом Спиридоном.
- Я всегда говорю детям, что открыт для всех. Я - человек прежде всего, а потом уже учитель. Ты должен выслушать ребенка, а не бегать от него со словами: "Ой, мне сейчас некогда". Вы спросили, почему некоторые ребята пожимают мне руку при встрече. В этом нет никакого панибратства. Большая часть учеников - мои крестники, дальние родственники, дети моих друзей и хороших знакомых. Многих я знаю с рождения. Такова сельская специфика. Что принято делать верующему при встрече со священником? Нужно сложить ладони лодочкой, получить благословение и потом поцеловать ему руку. Я попросил ребят, давайте в школе и на улице обойдемся без этого. Будем просто по-мужски пожимать руку, - объясняет иеромонах.
Отец Спиридон является настоятелем трех приходов и благочинным Екатерино-Никольского и Михайло-Семеновского округов в ЕАО, возглавляет епархиальный миссионерский отдел. Кроме того, он учится в Московской духовной академии, создает в Амурзете молодежный казачий центр и мечтает установить памятник православным корейцам, основавшим село Благословенное. История этого населенного пункта стала темой ряда курсовых работ отца Спиридона.
Если в Октябрьском районе ЕАО на дороге вы встретите священника, то не откажите ему в помощи - иеромонах Спиридон ведет службы в трех селах и, случается, опаздывает на рейсовый автобус.
Приняв сан, отец Спиридон стал приходить в школу в облачении священника.
- Черный подрясник, наперсный крест, скуфейка на голове. Поначалу это не вызывало нареканий. В 2016-м меня постригли в монахи, которые вообще светскую одежду не носят. И вдруг пошли звонки из областного комитета образования новому директору школы: "Разберитесь!". Мы поговорили. Разве я не строго одет? У нас в школе принят деловой стиль, но молодые учителя, например, не всегда его соблюдают. А у меня традиционное русское длинное одеяние. Предки такое носили, и я буду.
Чиновники письмо владыке написали. Но в законе об образовании нет никаких ограничений для священников. Мы договорились, что на работу я буду приходить в облачении, а уроки вести в мирской одежде. Конфликт был исчерпан. По большим церковным праздникам провожу занятия в облачении. Честно говоря, в светской одежде себя как будто голым чувствую, - улыбается иеромонах.
Отец Спиридон сейчас преподает в 7-8-х классах. Он давно заметил: если вести урок в облачении, то поведение детей заметно меняется к лучшему. Они становятся серьезнее. Что-то их удерживает от дурных поступков.
- Сложный период - переходный возраст, - вздыхает учитель. - Дети как с ума сходят, самый прилежный ученик может скатиться в двоечники.
- Крестился я лишь в 26 лет, - рассказывает отец Спиридон. - Семья у нас была нерелигиозная. С седьмого класса я стал интересоваться верой в Бога. Храма в селе не было, а о православном приходе в селе Никольском я не знал. Искал литературу, смотрел телепередачу "Слово пастыря", которую вел тогда митрополит, а ныне святейший патриарх Кирилл. В 2000 году в Октябрьском районе, наконец, появился священник. Мы стали общаться - я задавал ему вопросы, помогал осваивать компьютер и интернет. Наши семьи крепко сдружились. Только в 2007 году я понял, что готов принять крещение. Окончательно меня подвигло на такой шаг участие в финальном этапе строительства амурзетского храма в честь пророка Илии. Я крестился осознанно, пройдя долгий путь. Некоторые, приняв крещение - потому что так принято, - забывают дорогу в храм. Иных родители крестят во младенчестве, но они потом ни дня не живут церковной жизнью.
Верующему учителю посоветовали получить второе высшее - духовное образование и дали направление в Хабаровскую семинарию.
- Владыка Иосиф благословил на заочное обучение, - вспоминает отец Спиридон. - И опять первый курс я не окончил. На зимнюю сессию меня отпустили с работы, а на летнюю - нет.
Тогдашняя директор школы заявила учителю: "Мне попы здесь не нужны!" Пришлось оставить учебу. Через год он восстановился в семинарии, но стал действовать по-другому - на время сессии брал отпуск за свой счет. Больше подобных препятствий на работе не возникало.