16.05.2019 10:42
Поделиться

Со времен Гюго в Париже мало что изменилось

По поводу французских "Отверженных" разгорелись споры. Пока среди российских критиков. Пока - заочные, в рейтинге журнала "Искусства кино", где одни влепили фильму кол, другие - дали четверки и пятерки. И тут вопрос не в кинематографическом качестве дебюта француза сенегальского происхождения Ладжа Ли - оно, мне кажется, бесспорно высокое. Дело в аллергии на социальное кино как отрыжку советского прошлого.
Пресс-служба Каннского кинофестиваля

Между тем социальное кино сегодня - из самых актуальных и востребованных в мире жанров. Во Франции к картине Ли отнеслись не просто с интересом - но с энтузиазмом.

"Отверженные" снимались в том самом пригороде Парижа Монфермейле, где происходит действие романа Гюго, и стали тем "реальным кино", дефицит которого остро ощущается в век засилья инфантильных сказок-стрелялок. Стал срезом социального напряжения, которое бродит по Франции, вспыхивая там и сям столкновениями "коренных" и "понаехавших", "благополучных" и "отверженных". 

В центре фильма снова тройка копов: расист со стальным взглядом Крис, его чернокожий партнер Гвада и только что принятый в бригаду Стефан. Они наводят порядок в пригороде, где живут преимущественно чернокожие. Серьезный конфликт начнется, когда из приезжего цирка кто-то из местных украдет львенка, копы начнут искать вора, в раже потасовки подстрелят мальчугана, и это все снимет на видео дрон. Теперь уже копам нужно заметать следы, и они начинают охоту за этим видео, способном спровоцировать новые мятежи. Накаленный финал - уже настоящая война, которую развернули местные гавроши против обидчиков, отстаивая свое человеческое достоинство. Начавшись в спокойном хроникальном стиле, фильм кадр от кадра набирает напряжение, и его сила - в умении выразить эмоциональный предел, к которому вплотную приблизились все, от главных героев до массовки. Предел, который должен закончиться взрывом. Такое "реальное кино" значительно больше, чем объективистская телехроника, говорит о процессах, волнующих сегодня Францию и необратимо меняющих ее жизнь и ее облик. Потому что не просто фиксирует происходящее, но и дает понять истоки разгулявшейся ненависти, взывает к сочувствию и разуму.

Ладж Ли вырос в этом бедняцком пригороде, хорошо его знает и на себе не раз чувствовал тяжелую руку закона, трактуемого как легальное право на насилие. Для него этот фильм - акция, она вызревала 20 с лишним лет, когда он безуспешно пытался привлечь внимание к ситуации в Монфермейле. Мятежи 2005 года были последней каплей. Он начал с документальных съемок, потом выпустил игровую короткометражку, которая теперь стала его первым полнометражным фильмом. Его персональным свидетельством: в бедствующем Монфермейле со времен Гюго мало что изменилось.