Инициатива Саудовской Аравии - шанс на снижение ближневосточной напряженности

Призыв короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель-Азиза Аль Сауда провести 30 мая в Мекке экстренный саммит лидеров арабских стран прозвучал как голос разума среди потока взаимных обвинений и инсинуаций после ряда тревожных инцидентов, произошедших в регионе. Анонимные атаки на нефтяные танкеры неподалеку от порта Фуджейра, а также диверсия против нефтепровода саудовской компании Saudi Aramco явно были затеяны прежде всего для эскалации враждебности и демонстрации готовности "партии войны" к распространению разрушительных действий на нефтяную инфраструктуру, что для стран залива равнозначно экономическому самоубийству. Заказчики диверсий, несомненно, рассчитывали на импульсивную реакцию, на переход ситуации к военному сценарию. В регионе много структур, способных существовать только в условиях войны, а простора для их маневров по мере стабилизации в Сирии становится все меньше. Каналы для экспорта нефти до сих пор рассматривались как запретные объекты для террористических атак, но уже нашлись готовые нарушить это табу.
Saudi Press Agency via AP

Выбор между войной и миром очень непрост для руководителей затронутых конфликтом государств, учитывая накопившееся среди населения и влиятельных групп напряжение. Остановить эскалацию в этой ситуации под силу только признанному лидеру, обладающему непререкаемым авторитетом как внутри страны, так и на международной арене. В роли такого лидера выступил король Саудовской Аравии Сальман, пригласивший глав арабских государств в Мекку на экстренный саммит. Хранитель двух святынь, как называют в арабском мире главу страны, в которой расположены Мекка и Медина, становится координатором общей позиции исламского мира по выходу из намечающегося кризиса. Сохранить хрупкий мир, судоходное движение через Ормузский пролив и перспективы поступательного развития экономики - эти общие конструктивные задачи способны перевесить сомнительные милитаристские мотивы. Саудовская Аравия, реализующая собственную стратегию "Vision-2030", вступила на путь позитивных промышленных, технологических и социально-культурных преобразований. Менять дорожную карту "Vision-2030" на карту военных действий - явно не в интересах Королевства.

Кстати, реализацию "Vision-2030" курирует сын короля, наследный принц Мухаммед бен Сальман. В связи с произошедшими диверсиями наследному принцу позвонил госсекретарь США Майк Помпео, и в ходе этого телефонного разговора стороны обсудили "усилия по укреплению безопасности и стабильности".

В сложившейся обстановке очень гармонично проявляется сила династического тандема: мудрость и выдержка короля органично дополняются решительностью и пассионарностью наследного принца.

Планы проведения саммита корреспондируются и со взвешенной позицией России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров уже заявил после встречи с Майком Помпео в Сочи, что Москва будет способствовать тому, чтобы ситуация "не свалилась в военный сценарий".

Мнение Кремля знают и учитывают в Эр-Рияде. В частности, глава внешнеполитического ведомства КСА Адель аль-Джубейр заявил: "У Москвы в данном регионе есть свои интересы, она не желает для него нестабильности, она призывает к принятию мер, соответствующих международным принципам и нормам, к отказу от мер, направленных на саботаж, агрессию или вмешательство других государств".