Как история России отразилась в судьбе семьи и дома Поленовых

1 июня 1844 года, 175 лет тому назад, родился замечательный русский художник Василий Дмитриевич Поленов.
РИА новости www.ria.ru

Потомственный дворянин (отец тайный советник, дядя сенатор) и состоятельный человек - все это вызывало раздражение коллег, Крамской, к примеру, за глаза величал его "этим аристократом". Не столько интеллигент - в России XIX века это обозначало не образованность, а принадлежность к критически настроенной общественной группе, - сколько интеллектуал. До поступления в Академию художеств он был студентом физико-математического факультета Петербургского университета, после Академии отучился на юридическом. По сравнению с учившимися на медные деньги, с трудом нащупывавшими свою дорогу бедняками, обласканный судьбой, феноменально одаренный (он был талантливым композитором и среди прочего написал оперу), Поленов кажется счастливчиком. Он окончил Академию с медалями, его работы высоко оценивала критика, их покупал император. Свой шедевр, прекрасный "Московский дворик" Поленов создал между делом, взглянув в окно только что снятой квартиры. Написал этюд, переписал его на холсте и отправил на выставку передвижников с извинениями: "...К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета"...

"Картинка" его прославила. Кто кроме специалистов помнит поленовские "Арест графини д'Этремон", "Право господина" или произведения евангельского цикла, "порядочные", написанные на значимые сюжеты картины? Мы любим поленовские пейзажи, но в России его времени пейзаж был не в чести. Пейзажистам даже не присуждали звание "классного художника", и они не получали место в табели о рангах. Учениками Поленова были такие мастера пейзажа, как Коровин и Левитан - он увлекался импрессионистами, тонко чувствовал цвет и передал это своим студентам. А еще после него остался дом.

О русской дворянской усадьбе написано много. В XVIII веке, когда отечественная жизнь была достаточно дикой, такой же была и она - вспомним то, что Пушкин писал об истории своего "печального замка", родовой усадьбы ("мой дед повесил француза-учителя, аббата Николя, которым был недоволен"). А перед революцией дворянские ли, купеческие ли усадьбы были и очагами культуры, и оазисами передового хозяйства. Они были сметены с лица земли, разграблены, сожжены или же отошли колхозам и погибли медленной смертью. Замечательный русский писатель Пришвин так и не простил крестьянам того, что они сделали с его домом. Он не мог видеть, как гибнет русская старина, как сбрасывают на землю колокола, а крестьян искренне ненавидел и записывал в дневнике: "...По ту сторону моих человеческих наблюдений - преступления: вчера на улице горели купцы, сегодня в деревне вырезали всю семью мельника, там разграбили церковь"... "Мужики отняли у меня все, и землю полевую, и пастбище, и даже сад, я сижу в своем доме, как в тюрьме, и вечером непременно ставлю на окна доски из опасения выстрела какого-нибудь бродяги"... "Мужики" - это адское понятие, среднее между чертом и быком"...

Одной из главных пружин русской революции были переселение и аграрный голод: после "великих реформ" жизнь деревни стала лучше, рождаемость и выживаемость детей выросли, земли стало не хватать. Барин с его усадьбой были естественными врагами деревни: усадьбы жгли в 1905-1906 годах, во время первой революции, а карательные отряды поголовно пороли крестьян. После 1917-го заниматься экзекуциями стало некому, и деревня победила, а затем сожрала усадьбу. Но Поленово уцелело.

У крестьян не было к нему экономических претензий. Землю, на которой художник построил свою усадьбу, он у них выменял. Она не годилась для сельского хозяйства, а Поленов отдал за нее вдвое больше хорошей пахотной земли. В деревне Бехово Поленов построил церковь и школу, он устраивал театральные представления, крестьянские дети затаив дыхание смотрели диораму, которую он для них устроил. В 1918-м судьбу Поленовых рассматривал сельский сход, тогда их оставили в покое. Они прожили в своей усадьбе всю гражданскую войну, голодали, занимались сельским хозяйством.

Выселять их собрались в 1924-м - тогда за старого художника заступился Бухарин. А в 1926 году Василий Дмитриевич Поленов стал народным художником республики. Усадьба была закреплена в пожизненное пользование за ним и его наследниками (позже ее отдали государству), она стала музеем. В 1927-м Василий Дмитриевич Поленов умер.

В тридцатые годы в усадьбе работал дом отдыха поначалу Большого театра, а затем тульских профсоюзов, а Поленовы жили во флигеле. Во время "Большого террора" наведывавшихся в Поленово высокопоставленных поклонников балерин начали расстреливать и сажать. В 1938-м заодно были арестованы и получили по 8 лет лагерей заведовавший музеем сын художника, Дмитрий Васильевич Поленов, и его жена - их обвиняли в том, что они вели контрреволюционную агитацию среди отдыхающих. Поленовых выпустили только в 1944-м, к столетнему юбилею художника.

В прекрасной усадьбе на берегу Оки как нигде видна связь времен: бабушка художника воспитывалась в доме Гаврилы Державина, а его внук Федор, предпоследний директор музея, работал в Верховном Совете России вместе с Ельциным. Это не просто музей, сюда стоит съездить хотя бы ради того, чтобы увидеть, как в судьбе одной семьи отражается история России.