Владимир Якубени готов пробить любую стену - лишь бы спасти храм Спаса в Аксиньине под Тулой, поднять его из руин в былом виде. Он бьется за подлинность с 60-х, работал на десятках храмов, но Спасский - отдельная история. Путеводители не называют архитектора, но это, уверен реставратор, - сам Львов.
Храм начала XIX века прославился благодаря ангелу с крестом, украшающему купол и видному издалека. Снаружи церковь вся в осыпающемся кирпиче, а внутри просто не успеваешь оглядеться: Якубени, ступая по разбитому полу, то и дело указывает на детали, встречающиеся лишь у новатора Львова, автора церквей и дворцов, не похожих ни на какие другие. Вот и уникальный алтарь - деревянная беседка-ротонда...
Семья московских пенсионеров Шапошниковых в Аксиньине уже 12 лет: искали место потише и вроде нашли. Но тяга Юрия Алексеевича к общественной работе взяла верх - он начал с утренника к 9 Мая. Потом вел кружок рисования, стал завклубом... По профессии художник-модельер, он и сейчас занимается с детьми, но уже в кабинете старосты села, который занимает с 2017 года.
На двери кабинета - стенгазета "Аксиньинский вестник", выпускаемая самим Юрием Алексеевичем. В номере заметки о конкурсе детских рисунков и - о субботнике у храма. Субботники начались после того, как тут появились руководители благотворительного фонда "Сохранение культурного наследия "Белый Ирис" и его главный архитектор Владимир Якубени. Речь шла о восстановлении памятника федерального значения, проекту нужна была поддержка на месте.
...На самый первый субботник в храм пришли несколько старушек. Потом Юрий Алексеевич, человек педантичный, вывесил график: 7 улиц села должны по очереди выходить на уборку в храме и вокруг него. Супруги были на всех субботниках, жгли с волонтерами сухостой, валили деревья: надо было раскрыть дальние виды на храм. Татьяна Ивановна, специалист по библиотечному делу, нашла книги по истории села - и водит экскурсии вокруг храма и по остаткам усадьбы Давыдовых. Нет выходных, в которые к ангелу с крестом не приезжали бы машины и автобусы с туристами.
Но к самой церкви им уже не проехать: с недавних пор въезд закрыт воротами - лишние вибрации ветхому зданию ни к чему. Якубени педантичен не меньше Шапошникова: храм у фонда уже 3 года, с тех пор тут ничего не изменилось, но готова документация на противоаварийные работы. Якубени знает, какими у Львова были пол, печь и лестница на хоры, он намерен купить изразцы XIX века, чтобы воссоздать интерьеры, и слышать не хочет о стеклопакетах на окна и двери. Но главное - сделать на одном приделе временные кровлю, иконостас и начать служить круглый год.
Якубени убеждался не раз: храм оживает лишь тогда, когда в нем молятся.