Зачем это нужно? Сейчас в "началку" сначала берут ребят, которые живут рядом, на "закрепленной" территории. Если спрос повышен и мест на всех не хватило, семье предлагают другую школу. Вот и получается, что родные братья и сестры нередко учатся за несколько километров друг от друга.
В большой семье екатеринбуржцев Шанцевых четверо детей. Двое из них - школьники. Но, увы, на занятия они ходят по разным адресам: десятилетняя дочь - в 180-й лицей, а восьмилетний сын - в школу N 200. Родители планировали отдать сына туда же, где учится дочь. В прямом смысле слова караулили день старта записи детей в первый класс: сразу же, едва пробила полночь, отправили заявку через портал госуслуг. Но - система показала ошибку. Пришлось все начинать заново.
Только в 1.07 ночи на мониторе появилось долгожданное: "Зарегистрирована". В итоге в электронной очереди заявка оказалась 187-й. А так как лицей набирал лишь 150 первоклашек, Шанцевы остались за его порогом...
- Нет, я очень довольна школой сына, у него хороший учитель, - делится мама Анна Шанцева. - Но как это сложно и неудобно, когда дети в разных школах! Каникулы не совпадают, так что совместный отпуск превращается в экзотику. Родительские собрания, напротив, день в день.
В новом учебном году дочь Шанцевых продолжит заниматься в первую смену, сын - начнет во вторую. А в семье подрастает еще один школяр. И если его запишут в третью школу...
- Учитывая, что право ребенка на обучение вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры, - говорит один из авторов инициативы поправок в Семейный кодекс председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
По словам заведующей кафедрой психологии казанского филиала Московского социально-гуманитарного института Людмилы Блиновой, плюсов в этих поправках очень много. Кстати, сама она принципиально искала возможность, чтобы ее внук поступил в ту же школу, где учится внучка-десятиклассница.
- Что тут хорошо? Учителям и школе не нужно тратить время для того, чтобы получить представление об особенностях ребенка из уже знакомой семьи. Родителям тоже проще: они знают педагогов. То есть контакт между школой, первоклассником и родителями устанавливается гораздо быстрее, - говорит психолог.
Есть и другие плюсы. Старший ребенок будет чувствовать ответственность за "младшенького". А сами братишка или сестренка будут знать, что в школе есть родной человек, который всегда может помочь и поддержать.
Кстати, законопроект, который вносит поправки в Закон "Об образовании в РФ", предполагает, что льготу на поступление в первый класс получат младшие дети только из многодетных семей. Но что очень важно - преимущество предлагается дать и детям учителей. Причем при поступлении именно в ту школу, где работают их родители.
Поправки в Семейный кодекс - более "широкие": льготные преимущества прописываются абсолютно для всех семей с двумя и более детьми школьного возраста.
При этом, как подчеркивают эксперты, для большинства мам и пап все-таки нет большой проблемы в том, чтобы устроить младшего ребенка в школу к старшему. Если вся семья живет вместе, если дети прописаны в доме, который находится рядом со школой - она обязана их взять.
Другое дело, если семья переезжает - и нужен перевод из класса. Здесь могут быть проблемы. Но в этом случае директор часто идет навстречу родителям.
Есть и еще один аспект. Многие элитные школы, которые занимают первые позиции в рейтингах, ведут прием не с первого класса. А, например, с пятого, с восьмого и даже с девятого. Чтобы туда попасть, приходится сдавать серьезные экзамены - и в этом случае ни о каких "семейных" преференциях речи быть не может: все решает здоровая конкуренция.
К тому же многие школы имеют свой профиль - гуманитарный или, к примеру, физико-математический.
Если у одного ребенка талант к рисованию, а у другого - к физике, нет смысла "запихивать" их в один лицей.
Юлия Соловьева, вице-президент Союза "Профессионалы в сфере образовательных инноваций":
- Сложно предсказать, как новые поправки будут реализовываться на практике. В Москве, например, где вроде и реализуется право родителей на обучение детей в одной общеобразовательной организации, эту проблему нужно рассматривать совсем под другим углом. Столичные школы - это крупные территориальные комплексы. Формально дети могут ходить в одну образовательную организацию, но в разные отделения, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга. Кроме того, часто под начальную школу выделены отдельные здания, а значит, родители, чьи дети учатся в начальной и основной школе, все равно будут вынуждены выстраивать достаточно длительные маршруты, учитывая расстояния. Поэтому проблему многих москвичей законопроекты в том виде, в котором они представлены сегодня, все равно не решили бы.
Есть школы, которые как отбирали учеников, так и будут отбирать, учитывая их способности. В этом нет проблемы. Не все дети смогут справиться с определенными образовательными программами, даже если родителям очень хочется отдать ребенка именно в эту школу. А что касается отдельных школ, то в них все равно будут "выстраиваться очереди", "живые" они - когда родители ночами дежурят у дверей зданий или электронные - когда родители стремятся успеть первыми нажать нужную кнопку - все это никуда не денется.
Кого возьмут в первый класс?
"В первый класс принимаются дети, начиная с шести лет и шести месяцев, но не позже восьми лет", - рассказали "РГ" в министерстве просвещения.
Когда и где записаться?
За каждой школой закреплены конкретные районы. Она обязана принять всех детей подходящего возраста, которые живут на "ее" территории. Запись будущих "закрепленных" первоклассников начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня. Родители должны обратиться с заявлением в школу по месту жительства. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля. При этом школы, которые уже приняли всех "местных" детей, могут начать прием "не по прописке" и раньше.
А если школа отказала в приеме?
Администрация школы может отказать в приеме "закрепленных" детей только по причине отсутствия свободных мест. "Если это произошло, обратитесь в органы местного управления образованием, где вам расскажут о свободных местах в близлежащих школах и помогут решить вопрос с устройством ребенка в первый класс", - рассказали в министерстве просвещения.
Сколько детсадов построят в регионах? Как изменится жизнь учителей? Когда появится новый закон о школьном питании? О самых важных изменениях, которые ждут российскую систему образования, на коллегии минпросвещения рассказали вице-премьер Татьяна Голикова и министр Ольга Васильева.
Места для самых маленьких
К концу 2019 года доступность мест в яслях в целом по стране должна составить 94% процента. Сухие цифры? Да, но за ними - реальные детские сады, которые строятся во всех регионах. В 2019-2021 годах на то, чтобы всем нуждающимся семьям были предоставлены места в яслях, из федерального бюджета будет выделено более 108 млрд рублей.
"В мае этого года число детей, не обеспеченных местами в яслях, составило 120,1 тысячи. Из них в возрасте от полутора до трех лет - 114,3 тысячи, - рассказала Татьяна Голикова.
По ее словам, за 2018-2019 годы уже построено 120 объектов для детей от двух месяцев до трех лет. Однако в 64 случаях возникли проблемы с получением лицензии. А без нее образовательная организация работать не может. "Я обращаю внимание министерства просвещения, Рособрнадзора, регионов: нужно активизировать работу и до 1 сентября эти лицензии получить", - подчеркнула вице-премьер.
Новые школьные стандарты
Содержание образования должно серьезно обновиться. Уже разработаны и прошли широкое общественное обсуждение новые школьные стандарты (ФГОС).
В этом году все ученики девятых классов проходили устное собеседование. По данным Рособрнадзора, более 30 процентов девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли логично и последовательно построить свое 2-3-минутное высказывание по выбранной теме. Чтобы попасть в десятку стран с лучшим школьным образованием, содержание уроков нужно серьезно обновить. Это очевидно всем. Пока же, по данным минпросвещения, мы находимся примерно на 14-м месте в мире.
- Новые стандарты позволят существенно усилить содержательную часть образования, - подчеркнула министр Ольга Васильева. - Вслед за актуализацией стандартов мы проведем в 2019 году обновление примерных основных образовательных программ. В прошлом году мы утвердили шесть концепций по предметам "обществознание", "ОБЖ", "физкультура", областям "искусство" и "технология", а также концепцию развития географического образования. Продолжается работа над концепциями по астрономии, биологии, физике, химии, родным языкам.
Таланты получат гранты
Продолжится активный поиск талантов, создание детских технопарков, региональных центров выявления и поддержки одаренных детей. А также новых кружков и секций.
- В 2019 году должно быть создано 150 тысяч мест для дополнительного образования детей. В 8 тысячах школ, расположенных в сельской местности и в малых городах, должны быть созданы центры цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профиля, - рассказала Татьяна Голикова.
При этом министр Ольга Васильева подчеркнула, что основным и самым массовым инструментом поиска и поддержки способных ребят остается Всероссийская олимпиада школьников - в ней участвуют более 6 миллионов детей. Что здесь появится нового? Как правило, ребята, победившие на национальном этапе предметной олимпиады, отправляются представлять нашу страну на международных соревнованиях. С нынешнего года школьники - победители и призеры международных олимпиад, а также их наставники будут получать гранты от 400 тысяч до миллиона рублей.
Кадры пойдут в рост
Идет серьезная кадровая "перезагрузка". Так, к первому чтению в Госдуме готовится законопроект, который позволит студентам без педагогического образования официально трудоустроиться в школе. Вести, к примеру, кружки и секции. "Мы рассчитываем, что быстро продвинем этот законопроект", - подчеркнула Татьяна Голикова.
Еще одно важное изменение - новые должности: "старший учитель" и "ведущий учитель".
- Новые должности позволят не только повысить престиж педагогического ремесла, но и вернуть полноценно институт наставничества в школу, - считает Ольга Васильева.
Также планируется, что принятые в этом году изменения в Закон "Об образовании в РФ" позволят снизить "бумажную" бюрократическую нагрузку на педагогов в среднем на 30 процентов.
Обеды станут вкуснее
К внесению в Госдуму готовится законопроект, который должен изменить систему школьного питания - проблем в этой сфере накопилось много. Нечестные поставщики, непрозрачные конкурсы, низкое качество продуктов...
- Законопроект чрезвычайно важный для здоровья наших детей. Речь идет о горячем питании в школе. И сейчас он практически выходит на завершающий этап законодательного оформления, - рассказала Татьяна Голикова. - Есть желание и необходимость поддержать эту тему, том числе за счет в средств федерального бюджета.