Многие привычные атрибуты образования заменят электронные технологии

Когда в России появятся цифровые университеты? Как изменится подготовка педагогов и айтишников? Какой статус получат "электронные учебники"? Сможет ли электронный "руководитель" заменить ректора вуза? Ответы на эти вопросы сегодня волнуют всех, от абитуриента, выбирающего, куда нести результаты своего ЕГЭ, до академика, стремящегося не отстать от молодых коллег.
Сергей Куксин

Электронное обучение - единственный выход, чтобы еще успеть вписаться в мировую индустрию образования и не потерять то, что было наработано нашей страной в этой сфере за последние десятилетия. Профессора с кафедрой никто не отменяет, но зачем вузу закупать тысячи дорогих бумажных учебников, если их можно найти в бесплатной электронной базе? Если от учителей сегодня требуется хорошее знание компьютера, почему бы не учить основам программирования в педвузах? Зачем ехать, скажем, из Хабаровска или Благовещенска в Москву или Питер, чтобы послушать лекции ведущих ученых МГУ, СПбГУ или МФТИ, если можно нажать кнопку и посмотреть лекцию по интернету? Для чего вузу, который предлагает дистанционные программы, медицинские кабинеты для студентов, библиотеки с читальными залами, столами и стеллажами, спортзалы и столовые, как это требуется сейчас? Эти и другие вопросы обсудил Комитет Госдумы по образованию и науке на заседании, которое было посвящено информатизации образования.

Казалось бы, очевидно: для развития электронного обучения, продвижения дистанционных технологий вузам, школам нужны квалифицированные кадры. Где их взять? На заседании депутаты предложили внести в список специальностей, которые предлагают вузы, такие профессии. Какие новые специальности могут появиться в перечне?

Проектирование электронных образовательных ресурсов, организация и экономика электронного обучения, технологии электронного обучения и другие.

Электронное обучение - единственный выход, чтобы еще успеть вписаться в мировую индустрию образования

Депутаты предложили внести изменения и в федеральные госстандарты по направлениям подготовки педагогических работников и IT-инженеров, которые предусматривают освоение компетенций в области электронного обучения и индустрии электронного обучения. На что в Минобрнауки России пояснили: изменения в перечень можно внести лишь тогда, когда готов федеральный госстандарт по этой профессии. Проекты стандартов должен рассмотреть Совет по стандартам, а он пока только формируется. Еще одно предложение комитета - учитывать особенности электронного и дистанционного обучения в определении нормативов финансирования вузов.

Между прочим, закон позволяет вузам, которые предлагают дистанционные программы, заменять "специально оборудованные помещения их виртуальными аналогами, позволяющими осваивать умения и навыки". Это как минимум значит, что у вуза нет затрат на аренду, содержание, обслуживание аудиторий. Другой вопрос, что создание полноценного электронного курса с видеолекциями, заданиями, проверкой знаний - дорогое удовольствие. Взять хотя бы авторские и смежные права, экспертизу электронных материалов. И это тоже надо учитывать.

До сих пор в законе нет четкого определения, что такое электронный учебник и электронное издание. Комитет по образованию и науке рекомендовал правительству России включить в законодательство понятия "электронное издание", "электронный учебник" и прописать их статус.

До сих пор в законе нет четкого определения, что такое электронный учебник и электронное издание

По мнению депутатов, министерство просвещения, министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор должны учитывать специфику электронного обучения, предусмотреть в своих документах возможность безбумажного оборота. Чтобы не возникали ситуации, когда для проверки программы, которая предлагается слушателям дистанционно, вуз должен собрать сотни бумаг, поставить на каждую печать, пронумеровать, отправить груз в Москву, а копии показать проверяющим. Главное - электронные документы должны обладать юридической силой. А создание электронного учебника, учебной или просветительской электронной базы данных должно учитываться при получении ученых званий доцента и профессора.

Кстати

В числе вузов, которые активно готовят кадры для цифровой экономики, - РАНХиГС. Только что там завершился прием слушателей на программу повышения квалификации ""Цифровая трансформация и цифровая экономика: подходы к обучению". Выпускники программы должны будут потом обучить чиновников в Москве и регионах. Предполагается, что новые знания получат в итоге 7 тысяч служащих. Интересно, что заявки на обучение по цифровой трансформации подавали и сами преподаватели академии, и обычные слушатели.

Обучение на базе академии занимает шесть дней, плюс онлайн-модуль, который слушатели освоят самостоятельно. Что предлагается в рамках курса? Например, основы работы с данными, методы, приемы, разные форматы групповой работы, техники модерации, передовые тренды в образовании, дизайн-мышление, умение создавать продукты, затрагивающие проблемы целевой аудитории.