Новости

03.06.2019 12:15
Рубрика: Общество

Педагоги от станка

Молодежи помогают адаптироваться на предприятиях Заполярья
На предприятиях Мурманской области, где продолжается отток специалистов в более теплые края, убедились в том, что новое - это хорошо забытое старое. Чтобы выпускник колледжа или вуза - молодой инженер, ученый, учитель или врач - остался после учебы в родных северных краях, ему мало просто дать работу. Необходимо помочь быстрее обрести практический опыт, найти общий язык с коллективом.
Будущих врачей невозможно научить тонкостям профессии иначе, чем по принципу "делай как я". Фото: Александр Корольков/РГ Будущих врачей невозможно научить тонкостям профессии иначе, чем по принципу "делай как я". Фото: Александр Корольков/РГ
Будущих врачей невозможно научить тонкостям профессии иначе, чем по принципу "делай как я". Фото: Александр Корольков/РГ

С этой целью в области начали возрождать институт наставничества. Работодатели приняли решение провести в 2019 году конкурс "Наставник года", сообщил Андрей Михайлов, председатель комиссии по образованию и профессиональной подготовке Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области. Инициативу поддержали региональные власти. Врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис подписал постановление об учреждении знака отличия "Почетный наставник".

- Награждение им станет формой поощрения северян за личные заслуги в содействии молодым рабочим, специалистам, служащим, представителям творческих профессий в их профессиональном становлении, - пояснили в областной администрации. - Выдвигать кандидатов будут трудовые коллективы на общих собраниях, а вручать знак будет губернатор в торжественной обстановке.

Необходимость такого решения очевидна - почти половина молодых специалистов области намерены в ближайшем будущем покинуть Заполярье, поскольку испытывают сложности с трудоустройством и адаптацией в коллективах предприятий.

Выпускники вузов в поисках работы предпочитают выезжать за пределы региона. Показатель так называемой "послевузовской миграции" достигает 33 процентов. Чаще всего выпускники вузов в поисках работы отправляются в Санкт-Петербург. Доля выпускников из Мурманской области, нашедших там работу, составляет 14 процентов.

Наставники не только передают знания, но и воспитывают, формируя определенную систему ценностей

В других регионах СЗФО, впрочем, эта доля еще выше: в Новгородской и Псковской областях - 20 процентов, в Карелии - около 17. Свою роль играет и то, что Мурманская область - это "замкнутый" регион, где вузы работают на локальный рынок труда, полагают участники исследования. Лишь треть молодежи области не планируют уезжать, из них 11 процентов отпрошенных готовы мигрировать только в пределах Мурманской области, отмечает кандидат социологических наук Екатерина Шарова. А большинство молодых людей - более 45 процентов - планируют уехать за пределы региона. Особенно болезненно эта тенденция отражается на здравоохранении Заполярья. Средняя укомплектованность поликлиник и больниц региона колеблется в пределах 50-60 процентов.

- Без помощи наставника невозможно вырастить квалифицированного врача, - подчеркивает председатель Мурманской областной организации профсоюза работников здравоохранения Ольга Суна. - Наставничество в медицине всегда было необходимой частью профессиональной адаптации в напряженных условиях труда, с которыми сегодня сталкиваются специалисты в сфере здравоохранения. Многие врачи работают на полторы-две, а то и на три ставки. Но даже при этом им приходится находить время, чтобы учить молодых.

Похожая ситуация и в науке. 90-е годы разрушили традицию коллективности в труде ученых, считает главный ученый секретарь Кольского научного центра РАН Анатолий Виноградов. По его словам, сегодня молодые ученые стремятся к работе над индивидуальными проектами, их притягивает личная успешность и более высокий заработок. И это отрицательно сказывается на эффективности научной работы. Поэтому роль наставников особенно велика, они не только передают им знания, но и воспитывают их, формируя определенную систему ценностей, от которой научный результат зависит в немалой степени.

Немалый опыт наставничества накоплен на промышленных предприятиях региона. Так, на одном из горно-обогатительных комбинатов, производящем апатитовый концентрат, разработана программа "Молодые талантливые специалисты". Ее участников закрепляют за наставниками, после чего в течение двух лет они проходят тренинги, изучают производство на других промышленных площадках, а в конце программы защищают итоговую работу. Наиболее перспективные идеи внедряются на производстве. На другом предприятии, которое занимается эксплуатацией атомных ледоколов, наставничество поощряется материально и морально.

- У нас есть специалисты, которые подготовили уже по 10-12 человек, - отмечает Мустафа Кашка, генеральный директор предприятия. - Внутри корпорации, в которую входит наше предприятие, сегодня создается единая система подготовки специалистов, которая включает в себя и наставничество.

Общество Образование