05.06.2019 21:04
    Поделиться

    Ассоциация европейского бизнеса заинтересована в сотрудничестве с РФ

    Ассоциация европейского бизнеса стремится углублять сотрудничество с Россией
    США не оставляют попыток "сдерживания" России введением все новых ограничительных мер. Президент США Дональд Трамп еще на год продлил антироссийские санкции, введенные в 2014 году. Им следуют и страны Евросоюза.
    Александр Корольков

    Однако в нашей стране продолжают работать сотни иностранных компаний. Как им работается в таких условиях, рассказал "РГ" генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф.

    Г-н Шауфф, как чувствует себя европейский бизнес в России в условиях все более жестких ограничений?

    Франк Шауфф: Большинство компаний приспособились к экономическим санкциям Евросоюза. С санкциями США сложилась наиболее сложная ситуация. Их введение все меньше коррелирует с тем, что, собственно, происходит в России. Ко всему прочему, в этом вопросе США все меньше ориентируются на позицию ЕС. Санкционная политика США значительно влияет на курс рубля, а также негативно отражается на динамике прямых иностранных инвестиций. Большая часть их поступает из Европы, а это значит, что действия американской администрации подрывают позиции в первую очередь европейских инвесторов. Особенную озабоченность вызывает угроза введения так называемых вторичных санкций, поскольку эта ограничительная мера может негативно повлиять на большинство европейских производителей, нанося ущерб глобальным логистическим цепочкам. Это приведет к серьезному сокращению объема международного производства. В результате может сложиться тупиковая ситуация, при которой стороны рискуют потерять своих многолетних торговых партнеров, а поиск новых альтернативных вариантов не гарантирует полноценного замещения уже сложившихся экономических связей.

    Этот посыл АЕБ старается донести до Еврокомиссии, Европарламента и других европейских институтов. Нужно признать, что многое из того, что говорится и делается в этом направлении, происходит с оглядкой на реакцию США. А эта реакция в последнее время не отличается предсказуемостью.

    Какие настроения бизнес демонстрирует в этом году?

    Франк Шауфф: Строить прогнозы довольно сложно из-за общего состояния неопределенности. Зачастую давление создается даже не реальным введением санкций, а лишь их анонсированием. Этим приемом пользуются американские власти.

    Несмотря на это, большинство компаний ожидают, что инвестиции в отраслях их деятельности сохранятся без изменений. Мы рассчитываем, что сотрудничество российского и европейского бизнеса не столкнется с непреодолимыми препятствиями. К концу 2018 года взаимный товарооборот увеличился более чем на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Однако существует ряд серьезных проблем и помимо внешнеполитических рисков.

    Большинство компаний приспособились к санкциям Евросоюза. С санкциями США сложилась более сложная ситуация

    Речь идет о зависимости от цены на нефть, падении реальных доходов населения, а также об административных барьерах. Для бизнеса также крайне важно четкое соблюдение норм правового государства. В этой связи озабоченность вызывает ситуация вокруг инвестиционного фонда Baring Vostok Capital Partners. Мы надеемся, что будет проведено беспристрастное расследование, и инвестиционный климат в России не пострадает.

    Что, на ваш взгляд, нужно предпринять для улучшения инвестиционного климата в России?

    Франк Шауфф: Для большинства компаний, планирующих инвестировать в производство за границей, важным критерием по-прежнему является правовая устойчивость и прозрачность законодательства. Избыточность регулирования в экономике и нестабильность правоприменительной практики в значительной степени затрудняют ведение бизнеса, а также являются серьезным торговым барьером для компаний. За последние несколько лет власти России приложили немало усилий для улучшения налогового администрирования, решения вопросов регистрации компаний, совершенствования деятельности таможни. Однако далеко не все проблемы были устранены. Примером может послужить затянувшаяся дискуссия по поводу возможной легализации параллельного импорта. Обсуждение само по себе может послужить тревожным сигналом для потенциальных иностранных инвесторов, их могут отпугнуть такие возможные риски, как недобросовестная конкуренция, распространение контрафакта, а также угроза безопасности потребителей. Еще двадцать лет назад в Евросоюзе также поднимался вопрос о легализации параллельного импорта, но тогда приняли решение о его запрете. Для ЕС представлялось важным сохранить промышленную базу и гарантировать успешное развитие высокотехнологичных предприятий. Практика показала, что решение было абсолютно оправданным. Для инвесторов важны определенность и предсказуемость условий ведения бизнеса, в том числе в области защиты интеллектуальной собственности.

    Возможная легализация параллельного импорта в любой из перечисленных форм и последующие изменения в договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) будут означать непоследовательность и нестабильность законодательства в этом важном вопросе.

    Оправдалась ли ставка членов АЕБ на локализацию производства в российских регионах?

    Франк Шауфф: Ассоциация уделяет большое внимание теме локализации, а именно, развитию механизма специнвестконтракта и нового инструмента - соглашения о защите и поощрении инвестиций, который сейчас обсуждается на федеральном уровне. Мы считаем, что лучший способ стимулировать локализацию производств заключается в обеспечении согласованности, стабильности, прозрачности законодательства, защиты интеллектуальной собственности, открытого диалога власти и бизнеса. Ряд наших компаний смогли не просто запустить на местах производство, но и стать одними из крупнейших налогоплательщиков и ведущими экспортерами готовой продукции за пределы страны. Как правило, собственные производства в России открывают высокотехнологичные компании из сферы автопрома, сельского хозяйства, химической и пищевой промышленности.

    Беспокойство вызывает угроза введения вторичных санкций, что может негативно повлиять на большинство европейских производителей

    Успешным примером деятельности в области локализации является компания "КЛААС". Согласно специальному инвестиционному контракту (СПИК), подписанному с правительством РФ в лице Министерства промышленности и торговли России в 2016 году, за ближайшие десять лет компания должна инвестировать более 750 миллионов рублей в углубление локализации своего производства в Краснодаре. При этом она получает статус российского производителя и право на участие в программах государственной поддержки.

    Осенью 2018 года "дочка" концерна Total - "Тотал Восток" - открыла новый завод в Калужской области, благодаря чему сможет локализовать производство ассортимента смазочных материалов для российского рынка.

    Также в Калужской области располагается высокотехнологичный завод компании Novo Nordisk, производящий современные инсулины. Другой крупный иностранный инвестор, компания Cargill, в 2018 году запустила в Волгоградской области маслоэкстракционный завод, объем инвестиций составил около 250 миллионов долларов. Эти примеры отражают общую тенденцию на расширение локализации производства в России.

    Какие совместные проекты вы намерены реализовать с Фондом развития промышленности?

    Франк Шауфф: Для нас крайне важно выработать эффективный механизм комплексной поддержки европейских производителей, работающих или планирующих работать в России. Главной же нашей целью является объединение усилий для установления стратегического партнерства и многосторонней совместной работы, направленной на улучшение инвестиционного климата и деловой среды в России.

    Что АЕБ ожидает от ПМЭФ-2019 для более успешной работы на российском рынке?

    Франк Шауфф: На протяжении многих лет ПМЭФ является главной площадкой для диалога бизнеса, власти и общества, на которой обсуждаются вопросы как глобальной экономической повестки, так и национальной стратегии развития России. Будучи основным представительством иностранных инвесторов в РФ, АЕБ регулярно участвует в форуме. Наша задача состоит в выражении позиции европейского бизнеса по наиболее волнующим его вопросам - таким, как защита прав инвесторов и евразийская интеграция. Мы надеемся, что дискуссии в рамках форума в дальнейшем лягут в основу конкретных решений по улучшению бизнес-климата в стране и в мире.

    С какими инициативами ассоциация предполагает выступить на форуме?

    Франк Шауфф: В рамках деловой программы форума АЕБ проводит бизнес-диалог: "Российско-европейские отношения сегодня и завтра: вызовы и возможности для бизнеса". К участию в нем приглашены представители экономических и политических кругов России и Европы. Они обсудят практические направления взаимодействия между Россией и ЕС, которые могут компенсировать кризисные явления в политических отношениях партнеров, объединенных общим пространством континента, исторической и культурной близостью и наработанными экономическими связями.

    Досье

    Доктор Франк Шауфф был избран генеральным директором Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в июне 2007 года и в апреле 2016 года был переизбран на четвертый срок. До прихода в АЕБ доктор Шауфф занимал пост советника по внешней политике исполнительного комитета Социал-демократической партии Германии (СДПГ) с 2001 года.

    Доктор Шауфф проявлял глубокий интерес к России с тех пор, как изучал русскую культуру и историю в Кельнском университете и Волгоградском государственном университете в конце 80-х - начале 90-х годов. Затем он получил степень в области экономической истории и политологии в Лондонской школе экономики и политических наук (LSE) и степень магистра в области государственного управления и политики в России.

    Он получил докторскую степень по истории Восточной Европы в Кельнском университете в 2000 году и несколько лет читал лекции по восточноевропейским исследованиям в Свободном университете в Берлине.

    Доктор Франк Шауфф имеет степень магистра делового администрирования (MBA), Частный университет прикладных наук PFH, Геттинген.

    Поделиться