В России и Японии пройдет Международная театральная олимпиада-2019

Стартует главное событие Года театра в России - Международная театральная олимпиада-2019. В год своего 25-летия впервые в истории она пройдет одновременно в двух странах - России и Японии, продлится до декабря, и в России, в Санкт-Петербурге соберет более 50 ведущих театральных коллективов из 21 страны мира.
Ф.К. Кравцова, В. Постнов, С. Богомяко

Основной площадкой станет Александринский театр, большая часть "олимпийских" показов пройдет на его сценах. Главная церемония открытия состоится 15 июня в Санкт-Петербурге на площади Островского, а до этого программа, по "законам" опережающего времени, начнется в Дальневосточном федеральном округе. 9 июня на Приморской сцене Мариинского театра прологом к Олимпиаде станет "Женитьба" Валерия Фокина во Владивостоке.

Сценическая судьба "Женитьбы" начиналась именно в Александринском театре - 9 декабря 1842 года там состоялась премьера "совершенно невероятного события" Гоголя. Постановка Валерия Фокина вошла в театральную летопись как еще более невероятное событие: "Женитьба" Валерия Фокина в Александринском театре - спектакль с сюрпризом.

Начинается в Александринке все очень уютно. Спит на ходу пьяный лакей, едва бормочет сваха - куда спешить, если женихов с невестами видимо-невидимо, и привычные хлопоты в итоге оказываются бегом по замкнутому кругу. Подколесин лежит на диване в домашнем халате, шерстяных носках и под стеганым ватным одеялом. И такой от всего этого веет сладкой обломовщиной, что, кажется, вопреки хрестоматийному тексту, никакая нечистая сила вместе с Кочкаревым не то что не женит - даже не выманит Подколесина с дивана на смотрины невесты.

Подколесин Игоря Волкова в Александринке - пришелец, вовлекающий в свой круг спокойствия и благолепия все движущееся и куда-то спешащее. "Надо жениться" - так обреченно и трагично вздыхает он, как будто идти при этом нужно не под венец, а на гильотину.

Разъедутся стены дома Подколесина, и в центре сцены окажется... каток. Самый что ни на есть настоящий

Но усыпив бдительность и основательно "разнежив" зрителя, Валерий Фокин к середине первого действия приготовил культурный шок.

Разъедутся стены дома Подколесина, и в центре сцены окажется... каток. Самый что ни на есть настоящий. И Агафья Тихоновна, в ожидании кардинальных перемен в жизни, будет нервно наматывать круги по льду. И женихи не приходят и не вламываются к ней, а буквально вкатываются в ее будни. Здесь надо сделать оговорку: созерцает публика новый подвид фигурного катания - драматический, какого еще не выдумывали ни в одном театре и не демонстрировали ни на одном телепроекте. Причем смотрится это не как вставной аттракцион, а как естественная (ну да, и модная сегодня) среда для лучшего раскрытия и развития характеров.

Сама Агафья Тихоновна в этой "фигурной" гоголевской комбинации выглядит не засидевшейся в девках дородной дамой, а трогательной девушкой с фигуркой подростка, беззащитной, хрупкой, в которую влюбиться хочется тут же, сразу и навсегда, чтобы опекать, лелеять и холить, оберегая от всего света и лишая даже малейших проблем. Бегство Подколесина, учитывая данные невесты, в таком случае приобретает просто роковой смысл.

Так что запомнится "Женитьба" во Владивостоке не только вступлением в "ледниковый период" гоголевской драмы. В спектакле есть и фантасмагорические муки выбора Агафьи Тихоновны, превращающиеся в настоящий ночной кошмар, - одна из сильнейших эмоциональных сцен спектакля. Кому отдать предпочтение - это у Валерия Фокина не комическая ситуация, а мистическая трагедия. Эффектная и нереальная, как наваждение, которое обязательно когда-нибудь заканчивается. Или как мечтательный сон - еще только привидится?