63-летняя женщина обратилась в прокуратуру в мае текущего года после того, как не получила деньги за апрель. В городском управлении Пенсионного фонда, куда она пришла с вопросом, пояснили: выплата пенсии прекращена по причине... ее смерти. И показали свидетельство, где черным по белому была написана скорбная дата.
Сказать, что это известие повлияло на состояние пожилой женщины - значит, не сказать ничего. Она пережила сильнейший стресс, который усугубился после посещения городского кладбища. Там на одной из свежих могил пенсионерка увидела табличку со своими анкетными данными.
Прокуратура начала проверку и выяснила, что в январе 2019 года в городскую больницу была доставлена женщина без определенного места жительства и без документов, удостоверяющих личность. У нее были обморожены обе ноги, в больнице она пролежала две недели, а 7 февраля скончалась. Как водится, медики передали сведения в полицию.
- По факту смерти пациентки провели доследственную проверку, труп направили на патолого-анатомическое исследование, после чего было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, - рассказала старший помощник прокурора Кемеровской области по взаимодействию со СМИ Елена Тушкевич. - Орган ЗАГС выдал свидетельство о смерти, ставшее основанием для выплаты бюджетных денег похоронной организации. И тело было захоронено.
Но все дело в том, что личные данные, указанные в свидетельстве о смерти и истории болезни покойной, представители больницы взяли из базы данных застрахованных Территориального фонда обязательного медицинского страхования. И данные эти оказались чужими, хоть и очень похожими на данные усопшей (в них различались отчество и год рождения). Так неправомерные действия должностных лиц медицинского учреждения привели к признанию живого человека умершим, лишив конституционного права на пенсионное обеспечение. Не говоря уже о большом моральном вреде и нравственных страданиях.
Был ли в произошедшем какой-то умысел, покажут результаты процессуальной проверки. Прокурор постановил направить материалы в орган предварительного расследования для возбуждения уголовного дела по статье 293 УК РФ. Кроме того, главврачу Ленинск-Кузнецкой горбольницы внесено представление об устранении нарушений закона.
Что же до пострадавшей пожилой женщины, то выплату пенсии ей возобновили в кратчайшие сроки. Суд удовлетворил исковое заявление прокурора, который потребовал аннулировать неправильную запись акта о смерти и признать выданное ЗАГС свидетельство недействительным.
Добавим, что подобные прецеденты в Кузбассе уже были. Так, несколько лет назад инвалид третьей группы из Мариинска был заживо "похоронен" вместо ушедшего в мир иной тезки без определенного места жительства. Известия о собственной "смерти" и, как следствие, о невозможности получать пенсию мужчина получил накануне дня рождения. Он обратился в суд, оценив свои моральные потери в полтора миллиона рублей. Судьи в итоге встали на его сторону, но уменьшили сумму до ста тысяч.