Это одно из предложений Роспотребнадзора, подготовленных по запросу Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Как сообщается на сайте СПЧ, "ведомство считает целесообразным обеспечить разработку нормативно-правовых актов о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу". Пищевые отходы и невостребованные пищевые продукты Роспотребнадзор предлагает использовать в качестве источников биоэнергетики.
Помимо этого, ведомство предлагает поэтапно сокращать (вплоть до полного запрета) производство пластиковых пакетов для розничной торговли. Вместо них предлагается использовать многоразовую тару и саморазрушающиеся материалы при производстве упаковки.
Как же можно использовать нераспроданные продукты? Самый очевидный ответ - делать из них биокорма для животных, тем самым улучшая и качество продуктов - например, молока или мяса. Но, как отмечает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова, сначала необходимо создать всю цепочку по складированию, вывозу, доставке, переработке продуктов и последующей реализации биокормов. "Сама идея не выбрасывать продукты прекрасна, - считает она. - Но ответственным чиновникам нужно сесть и посчитать, сколько будет стоить тонна такого корма. Если она будет стоить в разы дороже, чем искусственные корма, ее просто никто не купит. И соответственно, бизнесу будет невыгодно строить заводы по производству таких кормов".
Путь проще и благороднее - передавать нераспроданные продукты на благотворительность. Тем более что в мире это давно практикуется. "Я сама видела в Финляндии специальные центры по бесплатной раздаче продуктов питания с истекающим сроком годности", - рассказала Татьяна Комиссарова.
"Такие центры работают на постоянной основе, туда свозят самые разнообразные продукты, чтобы человек смог составить полноценный рацион. И обращаются туда люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, например, те, кто потерял работу", - пояснила она.
А для того чтобы стимулировать социальную ответственность ретейла, член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов предлагает поощрять магазины. "Сети надо поддерживать и предоставлять им налоговые льготы. Но это обязательно должна быть не разовая акция, а постоянная", - уверен депутат. Для самих же торговых сетей раздача бесплатных товаров может стать мощной социальной рекламой.