Самый большой самолет в мире выставлен на продажу за 400 млн долларов

Самый большой самолет в мире, созданный для запуска космических аппаратов, внезапно выставлен на продажу. Об этом сообщает CNBC. Сумма, в которую он оценивается, впечатляет - 400 миллионов долларов. Впрочем, самолет того стоит. Речь идет о носителе Stratolaunch, который сделан для запуска ракет на орбиту с высоты 9,1 тысячи метров. Вначале венчурная аэрокосмическая компания планировала запустить крылатую ракету Pegasus XL, которая предназначена для запуска коммерческих спутников на низкую околоземную орбиту. В будущем, как рассказывают эксперты, самолет сможет брать до трех ракет.
REUTERS

Свой первый полет он совершил в минувшем апреле. Гигант взлетел с полигона в пустыне Мохаве: находился в воздухе 2,5 часа на высоте более 5 километров с максимальной скоростью 304 км/ч. Главная изюминка машины - рекордный размах ее крыльев - 117,3 метра! У нее шесть двигателей и два фюзеляжа, между которыми и должны перевозиться ракеты. У самолета 28 шасси, вес 227 тонны. Он спроектирован под максимальный взлетный вес в 590 тонн. Если совсем просто, то сценарий запуска выглядит примерно так: набрав высоту, мегасамолет сбрасывает ракету-носитель, которая запускает двигатели и уже стартует в космос непосредственно с воздуха. По словам специалистов, это новый подход к космическим полетам.

Stratolaunch разработан и построен частной американской фирмой. По имеющимся данным, она была создана соучредителем Microsoft Полом Алленом в 2011 году. Меньше года назад он умер. Почему холдинговая компания, которая сейчас контролирует большую часть его имущества, выставила на продажу единственный построенный самолет-носитель, а также все научные и опытно-конструкторские разработки, не сообщается. Однако западные СМИ не исключают, что проектом могут заинтересоваться серьезные аэрокосмические компании. Включая Илона Маска.

Размах крыльев этого уникального самолета - 117,3 метра

Кстати, есть информация, что в 400 миллионов долларов войдет вся интеллектуальная собственность и инфраструктура, связанная с проектом.

Справка "РГ"

Системы воздушного старта имеют ряд очевидных преимуществ перед традиционными ракетами-носителями, стартующими со стационарных пусковых комплексов на Земле. Вот лишь некоторые из них. Самолет-носитель фактически является многоразовой первой ступенью, которая после пуска возвращается на аэродром и может использоваться повторно. Одно это может значительно снизить стоимость выведения полезных грузов в космос.

Важно, что ракета-носитель стартует не с поверхности Земли, а с высоты 8-10 километров, куда ее поднимает самолет, "передавая" ей в момент сброса не только свою высоту, но и свою скорость полета, что тоже повышает ее эффективность. Такие авиационно-космические системы особенно актуальны для стран, расположенных в умеренных широтах, в первую очередь России. Они позволяют, стартовав с российского аэродрома, долететь до экватора и там запустить спутник на геостационарную орбиту без потерь топлива на поворот плоскости орбиты. И еще плюс. Со всех стационарных космодромов, как правило, запуск возможен только в определенных направлениях, ограниченных заранее фиксированными районами падения отработанных ступеней ракеты-носителя. А самолет может запускать ракету практически в любом направлении. Поэтому всегда можно выбрать точку воздушного старта так, чтобы место падения отработанных ступеней приходилось в безлюдные районы Мирового океана. По мнению специалистов, такие самолеты смогут кардинально изменить ситуацию на рынке космических услуг.

Между тем
Бразильские пилоты виртуозно посадили "на брюхо" среднемагистральный двухмоторный турбовинтовой самолет ATR 42. Фото: twitter.com / @Jacdecnew

Мировые СМИ облетели кадры из международного аэропорта имени маршала авиации Эдуарду Гомеша в бразильском городе Манаус, где аварийную посадку совершил пассажирский ATR 42 местной региональной авиакомпании. По неустановленным пока причинам среднемагистральный двухмоторный турбовинтовой самолет, выполнявший внутренний рейс до Карауари, вынужден был вернуться в аэропорт через несколько минут после вылета. При этом ему не удалось выпустить шасси, так что воздушное судно приземлилось на "брюхо". Как сообщают бразильские СМИ, на его борту находились 34 человека. О профессионализме действий экипажа свидетельствует тот факт, что во время маневра никто не пострадал, только два пассажира получили легкие травмы уже во время эвакуации, когда у людей началась паника, спровоцировавшая давку. Это подтверждают очевидцы, например 24-летний студент Дарлем Майя, находившийся в салоне. "Нам показалось, что наш самолет загорелся. Дети начали плакать, женщины стали кричать. При этом нас никто не предупредил, что может случиться что-то плохое", - цитирует молодого человека портал Globo. В авиакомпании TRIP Linhas Aereas по горячим следам заявили, что "пилоты следовали всем стандартам, предусмотренным при подобных происшествиях, с соблюдением международных требований для обеспечения безопасности полетов".

Месяц назад похожее авиапроисшествие случилось с бразильским самолетом Embraer E-Jet (модель 190LR) Национальной авиакомпании Мьянмы. Воздушное судно, на борту которого находились 90 человек, село без передней стойки шасси в аэропорту города Мандалай. Также обошлось без пострадавших.

Подготовила Екатерина Забродина