СПИКи появились в 2015 году, то есть сразу после кризиса. И основная задача этих соглашений - стимулирование локализации промышленного производства на территории России. По такому контракту инвестор обязуется вложиться в создание, модернизацию или освоение производства на территории России в обмен на неизменность налоговых условий.
Эти условия пришлись бизнесу по душе. По словам ведущего аналитика Института " Центр развития" НИУ ВШЭ Анны Волковой, когда речь идет о крупных производствах, строительство и запуск которых рассчитаны на годы, то здесь наиболее эффективны меры поддержки, гарантирующие стабильность условий инвестирования.
"При длинных сроках окупаемости и реализации проектов инвесторы просчитывают, когда они смогут вернуть вложенные средства и начать работать на прибыль. Поэтому инвесторам крайне важна стабильная налоговая политика. И когда есть гарантии со стороны государства, что налоги и предусмотренные соглашением льготы на протяжении 15 или 20 лет останутся неизменными, инвесторы будут активно развивать производства именно в России, где предсказуемые правила игры", - отмечает эксперт..
Благодаря 40 СПИКам будет создано более 20 тысяч новых рабочих мест в автопроме, фармацевтике, энергетическом, нефтегазовом машиностроении, химпроме. Одни из последних поддержанных СПИКов, как сообщает Минпромторг, проекты в области автопрома и химической промышленности. Срок действия каждого из одобренных контрактов рассчитан до конца 2028 года. Планируется развивать производство новой модельной линейки автомобилей УАЗ и Ford Transit в Ульяновской области и Татарстане. Будут задействованы мощности и часть сотрудников после того, как Ford свернет производство своих авто в России.
Помимо СПИКов заинтересовать инвесторов помогают и программы Фонда развития промышленности, который за пять лет поддержал более 500 проектов в машиностроении, химпроме, металлообработке и фармацевтике. По словам главы минпромторга Дениса Мантурова, они получают льготные займы - некоторые из них под один процент годовых.