18.06.2019 18:33
    Рубрика:

    Как рынок полиграфических услуг осваивает новые технологии

    Рынок полиграфических услуг осваивает новые технологии
    Развитие технологий, совпавшее со снижением спроса на многие виды печатной продукции, изменило российский рынок полиграфических услуг. Ряд игроков его покинули, оставшимся приходится работать в условиях крайне жесткой конкуренции. Некоторые, впрочем, и в этой ситуации продолжают развиваться и даже осваивать внешние рынки.
    Александр Корольков/РГ
    Александр Корольков/РГ

    Корреспондент "Российской газеты" побывал в одном из таких полиграфических комплексов. В 70-х годах прошлого века там начинали с производства нот. Сейчас с использованием собственных инновационных разработок изготавливают документы, ценные бумаги, этикетку, специальные защитные пломбы, пластиковые карты, продукцию с RFID-метками (англ. Radio frequency identification - радиочастотная идентификация), причем как для российских, так и для зарубежных заказчиков.

    Производственный комплекс группы компаний "Полиграф-защита" расположен в Москве. В большом здании типографии когда-то действительно выпускали ноты. Это продолжалось вплоть до распада Советского Союза, рассказывает генеральный директор Анатолий Чугунов. Но рынок стал меняться. Появился интерес к книжному бизнесу. До середины 90-х он был на пике, потом начался спад - типографии закрывались одна за другой.

    У "Полиграф-защиты" есть собственная лаборатория. Результатом проведенных там научных исследований стал ряд полученных компанией патентов в области защиты продукции от подделок

    "Тогда мы решили заняться производством защищенной продукции. Получили лицензию, начали выпускать все возможные ценные бумаги, которые только есть на нашем рынке", - вспоминает Анатолий Чугунов.

    Ассортимент продукции расширялся, объемы производства росли. Здание пришлось полностью реконструировать под новые задачи. Оборудование (некоторое в России до сих пор в единственном экземпляре) заказывали у ведущих мировых производителей.

    "Зарабатывали, покупали одну-две машины, потом снова зарабатывали, брали кредиты. В целом вложили порядка 40 миллионов евро", - уточняет Чугунов.

    На этом оборудовании изготавливается защищенная продукция, в том числе железнодорожные билеты. Фото: Александр Корольков/РГ

    Сегодня компания изготавливает полный спектр защищенной продукции. В числе клиентов "Полиграф-защиты" министерство внутренних дел, министерство обороны, Федеральная таможенная и Федеральная налоговая службы, Пенсионный фонд РФ, ОАО "Российские железные дороги" и ПАО "Аэрофлот".

    У компании также есть лицензия (единственная в нашей стране) и необходимые компетенции, которые позволяют выполнять заказы на изготовление защищенной продукции по всему миру, то есть активно развивать экспортное направление. Такой опыт у "Полиграф-защиты" уже есть: первый контракт был с Румынией, для которой изготавливали защитную пломбу по собственной технологии. Она получила мировой сертификат Intergraph как лучший продукт года.

    Сейчас в планах выход на африканский рынок.

    "В странах этого региона - в Нигерии, Кот-д"Ивуаре - в обороте еще очень много бумажных документов, поэтому рынок защищенной продукции там продолжает развиваться. Нам по силам занять там определенную нишу", - поясняет Анатолий Чугунов.

    Для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ у "Полиграф-защиты" есть собственная лаборатория. Именно там при участии сотрудников Санкт-Петербургского университета имени профессора М.А. Бонч-Бруевича (бывший Ленинградский электротехнический институт связи) была разработана многослойная защитная пломба-наклейка для "Почты России". Она позволила полностью отказаться от сургуча, который почтовики использовали со времен Ивана Грозного.

    Изготавливается пломба на машине, которую специально для типографии "Полиграф-защиты" сделали за рубежом в Швейцарии.

    На базе лаборатории также разработали новую технологию производства лотерейных билетов. Она защищает билет таким образом, что его невозможно ни вскрыть, ни просветить.

    Результатом научных исследований стал ряд полученных компанией патентов в области защиты продукции от подделок с использованием уникальных графических, химических и эксклюзивных технологических способов защиты.

    Активно развивают здесь еще одно направление - производство этикетки. Для этого в Санкт-Петербурге создали совместное предприятие с немецкими партнерами. В числе клиентов - крупнейшие косметические компании: L'Oreal, Procter&Gamble, Henkel.

    В ближайшей перспективе часть полиграфической продукции в компании собираются начать изготавливать цифровым способом. Для этого планируется приобрести новое оборудование. Это позволит работать с минимальным количеством тиража и без затрат на подготовку.

    Несмотря на большое внимание к инновациям, старые добрые бумажные книги "Полиграф-защита" тоже продолжает печатать.

    Оборудование типографии позволяет выполнять экспортные заказы на изготовление пластиковых карт. Фото: Александр Корольков/РГ

    "Есть еще много людей, которые предпочитают электронным страницам настоящие. Мы ориентируемся на них. Тем более, у меня самого именно книги когда-то пробудили интерес к полиграфии", - признается Анатолий Чугунов.

    По данным отраслевого доклада "Российская полиграфия", в 2018 году объем инвестиций в эту отрасль составил почти 11 миллиардов рублей. Рост - 12 процентов по сравнению с предыдущим годом.

    В то же время, если реально оценивать уровень инвестиционной деятельности в полиграфии, нужно иметь в виду, что в части реализации крупных проектных решений возможности пока весьма ограничены, отмечают авторы доклада. Это связано в том числе и с отсутствием достоверных прогнозов по развитию рынка печатной продукции.

    40 миллионов евро было вложено в модернизацию оборудования типографии

    О перспективах рынка говорить действительно достаточно сложно, согласен Анатолий Чугунов. Но не потому, что их нет, а потому, что пока трудно представить, насколько глубоко этот рынок изменят стремительно развивающиеся цифровые технологии.

    "Я склонен считать, что спрос на полиграфическую продукцию будет. Нужно лишь внимательно следить, куда движется рынок, и меняться вместе с ним", - резюмирует Анатолий Чугунов.