Результат прямо для представления к высокой награде: четыре золотых медали, одна серебряная и четыре бронзовых.
Я искренне поздравил главного тренера сборной Дмитрия Викторовича Трошкина. А он в ответ пусть без особой горечи, однако все же вздохнул: мол, могло бы быть и лучше. Из четырех золотых три взяли женщины, и от мужчин ждали нечто подобного.
Наши девчонки справлялись со всеми словно играючи. Только в первом финале в весе 48 кг тонюсенькой, легонькую пташку напоминающей Елене Бондаревой понадобилось все отпущенное правилами время, чтобы пусть и всухую с футбольным счетом 2:0 победить упорную дивчину Анастасию Новикову.
А дальше пошел парад с отработанным набором бросков, захватов и болевых приемов. Татьяна Казенюк провела на ковре несколько мгновений, досрочно закончив схватку. Поймала на болевой соперницу из Беларуси и поставила точку. Но мне еще больше понравилась манера борьбы Екатерины Оноприенко. Симпатичная и доброжелательная пермячка оставляет все свое добродушие за ковром. Очень собранная, она кажется несколько медлительной, раздумчивой. И вдруг бросок, захват, и оппонентка прощается со всеми надеждами на победу.
Но чтобы вы не думали, будто побеждают и поднимаются на пьедестал только наши, закончу несколько иным. Среди призеров француженки, представители Румынии, Армении, Беларуси, Болгарии, Украины.
Все очень просто и не совсем просто. Недавно в Австралии президент МОК Томас Бах поздравил президента Международной федерации самбо Василия Шестакова с долгожданным признанием популярнейшего в мире вида спорта олимпийским, пусть и временным.
- А теперь должна последовать вторая стадия - признанием самбо олимпийским видом спорта. И только за этим - третий шаг: включение в олимпийскую программу, - объясняет мне Василий Борисович. - Мы являемся полноправным членом МОК. Не только привлекли олимпийское финансирование, но и выполняем все олимпийские обязательства. Пройден большой, долгий путь.
Доведет ли дорога до Парижа? Успеем ли?
Василий Шестаков: Хотелось бы. Пусть пока показательным видом. Но на Играх в Париже Олимпиады не заканчиваются. И мы очень стараемся. В августе встречаюсь в Сенегале с организаторами юношеских Олимпийских игр. Будем беседовать, убеждать. Все резоны на нашей стороне. Больше 120 стран пяти континентов официально развивают самбо. Еще в пятнадцати этот вид популярен и будет признан.
Помогут ли Европейские игры в Минске добиться еще большего авторитета?
Василий Шестаков: Уже помогли. Помните, на Первых Играх в Баку самбисты соревновались в четырех категориях у мужчин и у женщин. Здесь соревнуемся по полной нашей программе - во всех девяти женских и мужских категориях. 18 медалей!
Это серьезно. На такое должны обратить внимание не только самбисты, но и те, кто принимает решения об их олимпийском будущем.
Василий Шестаков: И я в это верю. Есть небольшие шажки, которые вызывают уважение у всех, даже в самбо не очень разбирающихся. Например, Степан Попов из Беларуси первым из самбистов награжден призом Международного комитета Фэйр Плей.
Некоторых пугает, что самбисты с постсоветского пространства не пропустят к пьедесталу оппонентов из других стран.
Василий Шестаков: Эти некоторые в плену устаревших представлений. Самбо успешно развивается по всему миру. И почти в каждой стране появляются лидеры, способные бороться за медали с основателями самбо. В Минск приехали спортсмены из 28 стран, прошедшие непростой рейтинговой отбор. И в каждой категории не восемь номинальных участников, а восемь претендентов. По уровню подготовки эти Игры демонстрируют возросший класс. И так почти на всех стартах. На недавнем европейском первенстве при 36 странах-участницах медали выиграли представители 21 государства.
В первый день Европейских игр из девяти финалов россияне боролись в пяти. Как расценивать этот результат?
Василий Шестаков: Как ужесточение конкуренции.
Но мы же не собираемся уступать, делать шажки назад?
Василий Шестаков: Ни в коем случае. Становимся сильнее сами и помогаем в этом другим. В Москве откроется специальный центр самбо - не только чисто спортивный, но и с гостиницей, где могли бы жить спортсмены, с помещениями для восстановления. Мечтаем открыть и Зал спортивной славы. Мы должны знать своих героев и представлять их тем, кто выходит на самбистский ковер вслед за ними.