День турбийона: знаменитому изобретению Бреге исполнилось 218 лет

Ежегодно 26 июня часовой дом Breguet празднует создание первого в мире турбийона - пожалуй, самого знаменитого изобретения Абрахама-Луи Бреге. В этом году в бутике Breguet в ГУМе собрались коллекционеры и поклонники марки, был приглашен и представитель семьи основателя дома - Эммануэль Бреге. Гости знакомились с новинками бренда и с внутренним устройством турбийона.

В 1801 году Абрахам-Луи Бреге запатентовал одно из самых выдающихся часовых усложнений. Оно было призвано компенсировать силу гравитации, влияющей на точность хода часов, и, в итоге, повышать эту точность. Хотя изначально турбийон был придуман для карманных часов, которые постоянно находились в одном и том же положении (в отличие от современных наручных моделей, где для нивелирования силы гравитации требуются дополнительные способы), сейчас это устройство по-прежнему считается одним из самых сложных. При помощи современных технологий турбийон был усовершенствован и получил широкое распространение. Сегодня его наличие в часах свидетельствует прежде всего об уровне мастерства той или иной марки, если она может произвести или даже модернизировать его собственными силами. Как правило, турбийон помещается на стороне циферблата, ибо с эстетической точки зрения он не менее интересен, чем с технической.

Немного истории

26 июня 1801 года Бреге оформил патент на созданный им новый вид регулятора часового хода, который получил название турбийон (фр. tourbillon значит "вихрь", это слово описывает постоянное вращательное движение устройства). Чтобы компенсировать воздействие гравитации на изохронность колебаний осциллятора, Бреге объединил балансовое колесо, пружину и анкерный спуск, установив их на вращающейся площадке - каретке турбийона. Каретка вращается со скоростью один оборот в минуту, меняя тем самым расположение в механизме центра тяжести. Благодаря таким колебаниям часы сначала ускоряют, а потом замедляют ход - так возникает взаимокомпенсирующая разница хода.

Несмотря на дату патента, разработка, исследования и тестирование потребовали не менее десяти лет - с 1795 по 1805 год. Дом Breguet бережно хранит важнейшие предметы, составляющие наследие мирового часового дела. За свою жизнь Абрахаму-Луи Бреге удалось произвести лишь 35 экземпляров часов с турбийоном: уникальный механизм был чрезвычайно сложен в изготовлении и столь же дорог.

Современные сверхтонкие турбийоны Breguet

Гильошированный золотой циферблат часов Classique Tourbillon Extra-Plat Automatique 5377 подчеркивает асимметрию в дизайне модели: на разных сегментах использовано гильоше разных типов. Механизм турбийоном и автоподзаводом - один из самых тонких в часовой индустрии: его толщина всего 3 мм.

Диаметр корпуса из розового золота или платины 41 мм, а его толщина - не более 7 мм. Но и при таких миниатюрных размерах детали механизма украшены выполненной вручную гравировкой. Платиновый ротор имеет периферийное расположение и декорирован гильоше, нанесенным также вручную.

Модель Classique Tourbillon Extra-Plat Automatique 5367 внешне напоминает карманные часы, когда-то созданные основателем дома, и воплощает в себе характерные черты стиля Breguet: белый циферблат, выполненный в технике горячей эмали, смещенная часовая шкала с арабскими цифрами и вороненые стрелки. Механизм тот же, что и в предыдущей модели, но толщина корпуса, учитывая циферблат из эмали -7,45 мм.

В часах Marine Tourbillon Equation Marchante 5887, помимо сверхтонкого турбийона, оснащены функцией "уравнения времени" и вечного календаря. Усложнение "уравнение времени" позволяет увидеть разницу между средним и истинным солнечным временем в часах и минутах. В часах с такими сложными функциями (каждая из которых требует дополнительного места внутри корпуса) использован миниатюрный калибр 581 - часовой механизм последнего поколения со сверхмалым весом (общая масса каретки составляет не более 0,29 г) и 80-часовым запасом хода.

Новинка 2019 года, прозрачная и легкая скелетонированная модель с турбийоном Classique Tourbillon Extra-Plat Squelette 5395 тоже оснащена сверхтонким калибром 581 толщиной 3 мм в виде скелетона с турбийоном. Эти часы в равной мере демонстрируют техническое совершенство дома Breguet и безупречный художественный вкус. Для изготовления механизма было использовано на 50% меньше материала без ухудшения свойств деталей, главным из которых в данном случае можно считать прочность. Скелетонированная конструкция калибра выполнена полностью из 18-каратного золота, что в современном мире встречается крайне редко и представляет собой пример часового искусства на грани возможного.

Классический или современный, турбийон всегда соответствует своему времени и техническому прогрессу, в чем смогли убедиться гости, пришедшие на "День турбийона" в бутике Breguet.