В Послании Федеральному собранию глава государства отмечал, что качество автодорожной инфраструктуры - важнейшее условие роста деловой активности России. Это же является одним из ключевых критериев оценки глобальной конкурентоспособности нашей экономики. Для России это пока сильный сдерживающий фактор внутреннего развития и международного взаимодействия. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), который ежегодно оценивает конкурентоспособность стран, Россия по итогам 2018 года заняла 43 место среди 140 стран, вошедших в рейтинг. Но по качеству дорог мы находимся всего на 104 месте, уступая ряду африканских стран.
Инфраструктурные ограничения, которые включают в себя низкое качество дорожных покрытий, низкую пропускную способность и слабый уровень дорожно-транспортного благоустройства оказывают сильное влияние на рост национальной экономики и развитие партнерских отношений с соседними государствами. Не случайно национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" стал одним из ведущих направлений социально-экономического развития России. В ближайшие шесть лет на строительство и обустройство автодорог предполагается направить более 11 трлн рублей, то есть на 70% больше, чем в предыдущие шесть лет.
Средства рискуют быть потрачены впустую, если технологии строительства и ремонта дорог останутся прежними.
По словам руководителя проекта департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО Дмитрия Лепешова, Фонд в рамках поддержки и продвижения на российский рынок высокотехнологичной и, в частности, нанотехнологической продукции предлагает те инновационные решения, которые в полной мере учитывают местные климатические особенности и принципы работы отечественной автодорожной отрасли.
В настоящее время наноиндустрия России насчитывает десятки компаний, способных предложить такие инновационные решения для автодорожной отрасли, как светодиодное освещение, кабельная продукция, системы мониторинга транспорта - автокомиcсаров, системы видеонаблюдения, зарядные устройства для электромобилей. Кратно увеличить срок эксплуатации дорожного полотна способно применение таких материалов, как пеностекольный щебень, модификаторы для асфальтобетона, композитные материалы, полимерная дорожная разметка.
Фонд предлагает варианты модернизации автодорожной отрасли по трем ключевым направлениям: дорожное полотно; строительство мостов и других инженерных конструкций; инфраструктура организации дорожного движения.
Для продления срока службы дорожного покрытия, улучшения сцепных качеств и снижения шумности дорог компании высокотехнологичного сектора, например, ООО "Новые технологии строительства", предлагают использовать модификаторы.
Большой проблемой для российских дорог является частое возникновение трещин и ям, а также неустойчивость к антигололедным реагентам. Решением может стать применение фибробетона - специального дорожного покрытия, особые качества которого достигаются за счет армирующей добавки в цементные, бетонные, пенобетонные и асфальтобетонные смеси.
Для увеличения прочности дорожного основания используются геотекстильные ткани. Они способны разделять слои грунта с различными физико-механическими свойствами, перераспределяют напряжение в основании насыпи, увеличивают несущую способность основания, устойчивость откосов. Ускорение отвода воды с дорожного полотна позволяет улучшить работоспособность дренирующих слоев, укрепить влажный грунт, прервать капиллярное поднятие воды.
Компания "АйСиЭм Гласс" выпускает принципиально новый продукт для российской дорожной отрасли - пеностекольный щебень. Он уже получил широкое распространение в дорожном строительстве в Европе, особенно в скандинавских странах и Германии. В основе производства лежит технология наноструктурной модификации поверхности дисперсного стекла. Благодаря сочетанию теплоизоляционных и дренирующих свойств, применение пеностекольного щебня, по подсчетам экспертов, уменьшает стоимость укладки дорожного полотна на 10-20%, а трудозатраты снижаются до 20%. При этом не нужно делать отдельные дренажные конструкции и насыпать слой песка, уменьшается и несущий слой щебня.
Ключевыми критериями выбора строительных материалов для возведения мостовых конструкций являются стойкость к коррозии, низкие ресурсоемкость и энергоемкость, морозоустойчивость и длинный срок службы.
Металлизированные защитные покрытия проектной компании РОСНАНО "Плакарт" способны увеличить ресурс работы конструкций за счет улучшения их эксплуатационных свойств и снизить ресурсоемкость и энергоемкость, а также сократить затраты на ремонт, закупку лакокрасочных материалов и услуг по их нанесению.
Усилить железобетонные конструкции моста и обеспечить качественный ремонт можно при помощи композитных материалов на основе углеводородного волокна. Их преимуществом является повышение срока службы и прочности сооружения практически без увеличения веса конструкции. Богатым опытом подобного ремонта обладает "Нанотехнологический центр композитов" Фонда инфраструктурных и образовательных программ.
Повысить безопасность на дорогах можно за счет строительства надземных пешеходных переходов из композитных материалов. Внести свой вклад в обеспечение безопасности также могут и интеллектуальные системы видеонаблюдения. "Умные" видеокамеры способны распознавать номерные знаки нарушителей или клиентов парковки, вести автоматический учет машино- и пассажиропотока, выявлять посторонние предметы в запрещенных зонах.
Освещение - еще один немаловажный фактор в повышении безопасности на дорогах. Российские производители предлагают широкий спектр светодиодных систем освещения. От обычных городских фонарей светодиодные отличаются энергоэффективностью, долговечностью и экологичностью, так как они не содержат ртути. Кроме того, использование светодиодов при освещении помогает снизить эксплуатационные расходы - у них дольше срок службы, меньше потребление электроэнергии.
В сложных погодных условиях дорожная разметка не всегда бывает видна водителю, что создает дополнительную угрозу возникновения аварий. Чтобы избежать дорожных инцидентов оптимально применять структурированную дорожную разметку из термопластика, как более заметную на дороге.
На старых технологиях в XXI век не въедешь, убежден директор Центра трансфера технологий Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета Григорий Левашов. Он напомнил, что правительство ставит задачу увеличить срок службы дорог до 24 лет. "Без применения инноваций сделать этого нельзя", - уверен Григорий Левашов. Он обратил внимание, что по приоритетному национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" уже в 2019 году при реализации 10% автодорожных контрактов должны использоваться инновационные решения. К 2021 году эта планка поднимается до 40%, а в 2024 году - до 80%.
Состояние автомобильных дорог - один из ключевых показателей качества экономики страны, поскольку автодорожный транспорт один из самых важных инструментов обеспечения межрегиональных и международных товарных потоков. Очевидно, что для повышения статуса России на международной арене необходимо поднять качество дорожной сети на сопоставимый с европейскими странами уровень.