Раньше при первичном освидетельствовании категория "ребенок-инвалид" устанавливалась до 14 лет. Вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что это решение улучшит возможности лечения детей и качество жизни их семей. И сообщила, что с нынешнего года расширен перечень расходных материалов, предоставляемых таким детям с инсулиновыми помпами. Они довольно дороги, и решение не только увеличит доступность качественной и безболезненной терапии, но и улучшит материальное положение их семей.
Детей с таким диагнозом в нашей стране более 42 тысяч. "Мало кто знает, что это тяжелое и неизлечимое заболевание, что жизнь такого ребенка подчинена строгому распорядку: пять инъекций инсулина в день, до 10 и больше замеров уровня сахара в крови - днем и ночью, тщательный подсчет хлебных единиц, - поясняет член Совета при правительстве по вопросам попечительства в соцсфере Петр Родионов. - Но если болезнь под контролем, дети могут заниматься спортом, отдыхать в лагерях, посещать детские сады. Необходимо лишь создать необходимые условия".
"Ранее считалось, что в 14 лет ребенок может сам контролировать уровень сахара в крови, справляться с введением инсулина", - рассказал эксперт ОНФ по вопросам соцполитики и делам инвалидов, глава Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.
Однако в ОНФ продолжали писать родители. Они доказывали, что и в подростковом возрасте детям нужна помощь. К тому же снятие инвалидности приводит к резкому снижению уровня жизни - ведь до 14 лет ребенок получал бесплатно лекарства, медицинскую и социальную реабилитацию, а потом все это терял.
"Мы провели опрос родителей. Число детей, получивших отказ в продлении инвалидности после 14 лет, достигает 30-40 процентов, - отметил Родионов. - По данным Минтруда, в прошлом году в инвалидности отказали почти каждому пятому ребенку в возрасте 15-17 лет. Для многих семей это катастрофа". Лечение диабета обходится семье в 20-30 тысяч рублей в месяц. Дети должны лечиться бесплатно, но, судя по опросу родителей, тест-полосок обычно не хватает, да и лекарства иногда приходится докупать.
После 18 лет вопрос об инвалидности решается индивидуально. В любом случае, диабетик продолжает получать инсулин бесплатно. А усиление поддержки в детском и юношеском возрасте помогает получить образование, и в дальнейшем, если они правильно лечатся, соблюдают диету, это дает им возможность жить долгой и полноценной жизнью, получить профессию, устроиться на работу. Но продление срока инвалидности не решает всех проблем. Примерно 40 процентам детей правильный диагноз ставят очень поздно. И одна из ближайших задач - усилить подготовку педиатров, поскольку детских эндокринологов не хватает. И информировать родителей о симптомах диабета, чтобы они вовремя обращались за помощью.
Справка "РГ"
Диабет I типа - тяжелое заболевание эндокринной системы, при котором в организме не хватает инсулина, и необходимо ежедневное введение этого гормона извне. Заболевание часто сопровождается осложнениями в виде поражения сетчатки глаза, почек, развития синдрома диабетической стопы, что также требует дополнительного лечения.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"