Во Владивостоке показали уникальные украшения из Эрмитажа

В Приморской картинной галерее открылась выставка "Шкатулка матроны. Драгоценности римской эпохи из собрания Эрмитажа". В экспозиции представлены украшения, изготовленные с I по III век новой эры.
Ирина Дробышева

- Для приморцев увидеть античное искусство - возможность редкая. Так сложилось, что в нашей коллекции оно не представлено. Первым опытом была замечательная выставка два года назад, когда из Санкт-Петербурга привезли уникальный краснофигурный кратер со сценой жертвоприношения IV века. Мы были благодарны коллегам из Эрмитажа и, конечно, Михаилу Борисовичу Пиотровскому, за возможность показать один из лучших экспонатов античной коллекции. В прошлом году у нас выставлялась мраморная голова Ареса, но все это были выставки одного шедевра. В этот раз мы позволили себе "наглость" предложить Эрмитажу организовать камерную выставку, показав несколько экспонатов, чтобы дать зрителям более полное представление о той эпохе, - отметила директор Приморской картинной галереи Алена Даценко.

Как пояснила научный сотрудник отдела античного мира Эрмитажа Ольга Горская, на выставке представлены основные виды украшений того времени, показывающие практически все техники ювелирного искусства - литье, ковка, зернь, инкрустация и т.п. Кольца, серьги, браслеты, медальоны и ожерелья подчеркивали не только красоту, но и социальный статус, благосостояние их владелиц. Все эти предметы были найдены в погребениях на территории Малой Азии, Италии, Северного Причерноморья, затем попали в частные коллекции и разными путями - в Эрмитаж.

- Первый экспонат, который видит посетитель выставки, - перстень-ключ. Такими изначально пользовались римские воины, их изготавливали из бронзы и железа, чтобы запирать шкатулки с личными вещами. Ими можно было, не снимая с руки, открыть шкатулку. Позже дамы оценили удобство подобных ключиков и стали запирать ими сундуки с украшениями. Примечательно, что это украшение выполнено из золота, - отметила Ольга Горская.

По словам куратора выставки, мода для римской дамы имела точно такое же значение, как и для современных светских львиц. И история ювелирного дела прекрасно это демонстрирует.

- Известно, что в римскую эпоху существовало 17 разновидностей серег, причем они отличались между собой: в конструкции, в декоре и других деталях. Украшения, выполненные на периферии и в сердце Римской империи, заметно отличаются друг от друга, и дело здесь совсем не в качестве. Если вы видите крупные украшения ярких цветов, наверняка, их изготовили в провинции, а выдержанные и стилистически строгие ювелирные работы, скорее всего, произведены в Италии, - отметила Ольга Горская.

Она также подчеркнула, что Эрмитаж очень редко вывозит ювелирные украшения за пределы Эрмитажа. По ее словам, "в ту эпоху в золото не добавляли примеси, и ювелирные изделия практически из чистого золота были очень хрупким. Для отправки экспонатов во Владивосток команде упаковщиков пришлось "придумать индивидуальную безопасную упаковку для каждого экспоната".

Но и Приморской картинной галерее тоже пришлось серьезно готовиться к приему уникальной коллекции. Для этого был отреставрирован сейфовый зал Русско-Азиатского банка, построенного в 1903 году (именно в этом здании сейчас располагается картинная галерея). В него ведет дверь толщиной около 50 см. В целях безопасности помещение обшито листовой сталью.

- В советское время здесь располагалась сберкасса, которая использовала ее для хранения денег. Буквально три года назад эта часть дома была передана Приморской картинной галерее, и в дальнейшем мы планируем использовать комнату для особо дорогих и ценных выставок, - сообщила Алена Даценко.