09.07.2019 00:14
    Поделиться

    В Год театра журналист "РГ" сыграл в гоголевской "Женитьбе"

    Спецкор "РГ" принял самое непосредственное участие в XVI краевом фестивале театральных коллективов "Театральный разъезд", сыграв на сцене сельского ДК в бессмертной гоголевской "Женитьбе". И вот как это было.

    20 мая

    Позвонил давний приятель Виктор Гореявчев. Виктор Николаевич возглавляет культуру в Мамонтовском районе, который с 7 по 9 июня принимает "Театральный разъезд". Мамонтовцы выставляют на фестиваль "Женитьбу", а один из занятых в постановке мужчин уехал на Дальний Восток на заработки. Нужно срочно кого-то вводить. И этот кто-то - я. Я слушал Витю и чувствовал, как демоны тщеславия разносят вдрызг железобетонные конструкции холодного рассудка. Согласился.

    21 мая

    Мой персонаж - Жевакин, морской лейтенант в отставке, один из незадачливых претендентов на женитьбу с хозяюшкой-розанчиком. Прочитал роль - сколько слов, сколько устаревших словесных конструкций, оборотов речи, сколько вопросов по поводу самого образа... Посмотрел великого Янковского в образе Жевакина в "Ленкоме" - трогательно, грустно, безупречно. И чем мы будем публику удивлять?

    Говорил по телефону со своей бывшей преподавательницей на филфаке АГУ, специалистом по русской литературе. Ольга Левашова будто ждала вопроса про "Женитьбу". Последовала захватывающая мини-лекция. Ольга Геннадьевна, оказывается, смотрела в Москве знаменитую постановку Анатолия Эфроса, на которого многие ополчились. Потому что увидели не комедию, "как положено", а драму. Заклевали бы режиссера, замахнувшегося на Николая нашего Васильевича, да вовремя заступился Юрий Манн, крупнейший отечественный литературовед. Юрий Владимирович напомнил ополчившимся об особенности гоголевского смеха - сквозь слезы. И убедительно показал, что "Женитьбу" и другие вещи Гоголя можно ставить и как комедию, и как драму. Великого писателя в жесткие рамки не загнать.

    22 мая

    Читали и разбирали с Виктором мою роль. Одновременно с определенными прояснениями приходит понимание: а времени-то, чтобы влезть в потерханный мундир Жевакина, самая малость. Надо еще встроиться в ансамбль. Ансамблевость актерской игры - одно из коренных отличий гоголевского театра.

    Мы играем традиционную комедию. Дуркуем. Мой персонаж - старый дамский угодник, шумный, развязный. Моряк с печки бряк. Кого-то очень близкого он мне напоминает… Не похож ли я сейчас на кота, который, узрев свое отражение в зеркале, старательно воротит морду и делает вид, что ничего и не было, померещилось... Может, ничего не выдумывать? Играть самого себя в обстоятельствах XIX века, который на самом деле мало отличается от дней нынешних. Глупости, странности людские все те же. "Странный", "престранный" - часто говорит мой герой.

    25 мая

    Какая-то часть мозга думает о Жевакине круглосуточно. Утром встал - первая мысль: "Да ни шиша он не глухой. Если чутко подслушивает разговор невесты и Кочкарева, со слухом у него все в порядке. Ему выгодно быть глухим, когда требует ситуация. А шумный - так на флоте и в армии всегда громко отдают приказы и отвечают".

    Почему он говорит Яичнице, что туговат на ухо? Подтрунивает над ним, троллит. И про мичмана Дырку рассказывает не просто так, а чтобы дать понять Анучкину: дырка ты от бублика, больше никто. И про Жевакина-второго выдумал: чтобы коленкой под зад конкурентам поддавать. Ах, Балтазар, ах, старый шельмец!

    28 мая

    На сайте регионального минкульта выставили официальную информацию. "Закончился прием заявок на участие в фестивале "Театральный разъезд"… В отборочном туре приняли участие 34 театральных коллектива из 22 районов и 5 городов края. Около 17 000 зрителей посмотрели спектакли, подготовленные участниками фестиваля… В репертуаре - русская и зарубежная классика. Третья часть репертуара в год 90-летия Василия Шукшина - работы по произведениям знаменитого земляка… Впервые программу фестиваля откроет и завершит спектакль по одной пьесе - гоголевскую "Женитьбу" подготовили мамонтовцы и театр "Вдохновение" из Солонешенского района".

    Жаль, не пробились в финал мои земляки из старейшего в крае народного театра - Усть-Пристанского. Ему уже 60 лет. Исполнители есть, традиции, зал хороший, но нет режиссера, молодые специалисты в село не стремятся - достойные условия редко где создают. И это главная проблема для сельской культуры.

    30 мая

    Пообщался с ведущим методистом Алтайского государственного дома народного творчества по театральному жанру Еленой Копниновой. Именно она придумала фестиваль 17 лет назад. Первые лет пять "Театральный разъезд" воспринимался больше как праздник, где можно "пофестивалить" - встретиться старым друзьям, повеселиться. По мнению Елены Михайловны, со временем отношение стало серьезнее, особенно к выбору спектакля. В отличие от профессиональных театров самодеятельные комедии ставят реже. Любителей больше влекут вещи серьезные - драмы, трагифарс. Возможно, потому, что они не озабочены проблемой продажи билетов (и слава Богу, добавлю я).

    Были спектакли, которые запомнятся надолго. Михайловский народный театр поразил "Бешеными деньгами" по Островскому. Роли Чебоксаровой и ее дочери Лидии исполняли по пять (!) актрис. Режиссер Оксана Афанасьева объяснила ход желанием дать сыграть в спектакле всем членам труппы. И ведь удачно вышло! В 2016 году Новоалтайский "Шоколад" показал "Марьино поле" по пьесе Богаева в Омске на фестивале творческих коллективов Урала и Сибири и взял Гран-при.

    2 июня

    Местная труппа молодая, энергичная, пестрая: студент барнаульского института культуры, работники РДК и музыкальной школы, ревизор, журналист из районной газеты, специалист из районной соцзащиты, пасечник и, конечно, учитель. Некоторые пришли на репетицию с детьми. С непривычки к концу репетиции осип голос.

    У кого надо учиться: Жевакин в исполнении Льва Дурова в постановке Анатолия Эфроса (на левом фото - держит за руку Леонида Броневого, игравшего Яичницу) и великолепный Олег Янковский в "Ленкоме". Фото: РИА Новости

    7 июня

    "Ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!" Призыв Белинского вспомнился перед выходом на сцену. Да уж, лучше умереть, чем забыть слова. Спектакль начался, и я, ожидая свой выход, с ужасом почувствовал, что не помню ни единой реплики. Впал в прострацию, бесцельно побрел по закулисью и уткнулся в огромный памятник Ленину. Вид вождя, окруженного всяческой бутафорией, развеселил и рассеял актерские страхи. Жевакин бодро заковылял к нужной кулисе. И был спектакль, и были аплодисменты.

    9 июня

    Гран-при фестиваля получил Новоалтайский театр-студия "Маскарад" за пластический спектакль "Превращение" по мотивам повести Кафки. Это было сильное зрелище, неожиданное. Все актеры - школьники. Мамонтовскому театру дали диплом I степени. А мне вручили спецдиплом за "артистизм и создание яркого сценического образа".

    У кого надо учиться: Жевакин в исполнении Льва Дурова в постановке Анатолия Эфроса (на левом фото - держит за руку Леонида Броневого, игравшего Яичницу) и великолепный Олег Янковский в "Ленкоме".

    Поделиться