Два американца построили самый большой в СКФО скалодром

Можно ли заработать на тяге к экстриму на Северном Кавказе? Можно, уверены два гражданина США - Марвин Стэнфорт и Курц Джеттон, решившие переехать в Кабардино-Балкарию вместе со своими семьями и открыть крупнейший в СКФО скалодром.
Татьяна Барыбина

Общедоступных скалодромов (то есть не относящихся к каким-то службам, например к МЧС, где тренируются сотрудники ведомства) в округе не так уж и много. Корреспондент "РГ" насчитал семь, три из которых находятся в Ставропольском крае. Несмотря на то что Кавказ - это в первую очередь горы и такие виды деятельности, как альпинизм и скалолазание, довольно популярны, СКФО не может похвастаться развитой экстрим-инфраструктурой. Ведь назвать такой бизнес высокорентабельным сложно. Но иностранцев это не остановило. Вот так в Нальчике, далеко не в самом большом городе округа, появился скалодром.

Марвин Стэнфорт и Курц Джеттон попали в Кабардино-Балкарию в качестве преподавателей английского языка, работали в одном из местных институтов. К слову, там и познакомились. Курц с юности занимался экстремальными видами спорта, а вот Марвин - баскетболист. Тем не менее они решили, что у Кавказа большой потенциал в плане развития скалолазания.

- В 2013 году я поговорил с директором института, где мы работали. Договорились, что построим скалодром и станем заниматься со студентами. Уже тогда возникла идея создать полноценный объект. Тем более появились люди, готовые помочь, - говорит Стэнфорт.

Начались поиски спонсоров, так как стоимость таких экстрим-центров - несколько миллионов рублей. Инвестором стал кипрский фонд. Подключились еще несколько меценатов.

- На помощь пришли волонтеры - скалолазы. Ведь я и Курц вряд ли смогли бы вдвоем построить целый скалодром, - продолжает Марвин.

Так появилась команда единомышленников. Но возникла новая проблема. Для скалодрома требуется просторное помещение с высоким потолком. Лучше всего для этого подходят складские ангары. Но бдительные местные жители раз за разом отказывались сдавать недвижимость в аренду иностранцам, тем более гражданам США.

- Два с половиной года мы искали здание. Владельцы каждый раз спрашивали у нас: "Вы шпионы?" И отказывались сдавать. Десять лет живем в России, но эта фраза преследует нас до сих пор. Однажды арендодатель уже почти согласился. Начали делать проект, расчертили план скалодрома, и тут он передумал, - рассказывает Курц Джеттон.

После упорных поисков нужный ангар все же удалось найти, и теперь проект активно развивается. Строительство еще не завершено, но скалодром, который получил название OnSight, почти два года принимает посетителей. Цены вполне доступные. Разовое посещение взрослым обойдется в 300 рублей, детям - в 200. Если понял, что скалолазание - это твое, можно приобрести абонемент. На один месяц для взрослых - за 1700 рублей, для детей - за 1100. Есть и более выгодные квартальные, полугодовые и годовые абонементы.

Во всем здесь чувствуется заграничный подход к организации бизнеса, все мелочи продуманы, а персонал предлагает различные услуги, которые существенно упрощают тренировочный процесс. Есть прокат снаряжения и небольшой бар, где можно купить кофе и перекусить. Если хочешь сходить в душ, можно арендовать полотенце, которое потом достаточно бросить в специальный контейнер.

Для клиентов также проводят беговые соревнования, организуют велопробеги и туристические походы. Дополнительно работает разговорный клуб английского языка, который, конечно, к экстриму никакого отношения не имеет. Как говорится, мелочь, а приятно.

- Когда мы все планировали, то понимали, что сделать бизнес только на скалолазании сложно. Поэтому ищем разные источники дохода. Многое приходится придумывать на ходу, - улыбается Марвин Стэнфорт. - Наша цель - сделать так, чтобы люди хотели приходить к нам.

Бизнес-план скалодрома в Нальчике рассчитан на пять лет. Как признаются владельцы, посетителей пока недостаточно. Одна из причин - в регионе традиционно увлекаются боксом, борьбой и игровыми видами. И новому объекту еще надо завоевать популярность и известность. Причем так обстоит ситуация не только в Нальчике, но и в других регионах Северного Кавказа, где есть экстрим-центры.

А в Ставрополе скалодром Woodrock появился в начале 2017 года. Построила его группа спортсменов-скалолазов, которые раньше тренировались на стенде аварийно-спасательной службы края. Но там возможности для тренировок и дальнейшего спортивного роста были ограничены жестким графиком и сложностью трасс.

Новый скалодром задумывался как зал для занятий боулдерингом (особая дисциплина в скалолазании, когда от спортсмена требуется прохождение коротких, но максимально сложных трасс в несколько перехватов). Это помогает отточить технику и силу, да и для организации таких тренировок необходимо меньше усилий. Не так важна и высота здания, поэтому его легче обслуживать и обогревать зимой.

- Сейчас сложно подсчитать, сколько потратили на строительство. Закладывали около 500 тысяч рублей. Средства были свои, строили без инвесторов, - говорит один из владельцев скалодрома WoodRock Александр Шейкин. - Функционируем мы в первую очередь благодаря сообществу скалолазов, которые регулярно оплачивают тренировки, а также помогают организовывать соревнования, делают различные работы.

В летнее время, как правило, посетителей меньше. Но с наступлением осени поток клиентов возрастает. Появляется больше новичков. Разовое посещение скалодрома обойдется в 250 рублей. Есть и абонементы. Месячный для взрослого будет стоить 2500 рублей, для ребенка - 2000. Аренда скальных туфель - 100 рублей.

- Речь о конкуренции между нашими объектами сейчас не идет. Нужно, чтобы в каждом крупном городе Северного Кавказа был общедоступный скалодром. Не придаток к тренажерному залу или стенд в городском парке развлечений, а именно объект, где могли бы тренироваться спортсмены, - считает Александр Шейкин.

Он уверен, что подобные центры не могут быть исключительно коммерческими. Сравнение с тренажерными залами здесь неуместно. Почти все скалодромы строятся спортсменами для спортсменов.

- Проблема не в том, что объект сложно окупить и поставить на экономические рельсы. Подход должен быть другой. Нужно развивать интерес к данному виду спорта. Спортивное скалолазание вошло в программу Олимпийских игр в Токио 2020 года. Возможно, это сыграет свою роль и повысит популярность вида.

Кстати

МОК принял решение включить спортивное скалолазание в программу Игр в Токио на сессии в Рио-де-Жанейро второго августа 2016 года. Кроме него новыми видами, попавшими в олимпийскую программу, стали бейсбол (софтбол), карате, скейтбординг и серфинг.