Как экологические школы развенчивают мифы о природе

Стоит ли говорить, как важно экологическое образование. В урбанизированном обществе человеку не хватает базовых знаний: он не понимает, какой мир его окружает, какой информации можно доверять. И ясно, что знакомиться с природой и учиться заботиться о ней лучше не в душных кабинетах, а, как говорится, не отходя от опушки леса.
Пресс-служба заповедника "Денежкин Камень"

В существующей более 20 лет экологической школе при заповеднике "Денежкин Камень", что в 40 километрах от Североуральска, ежегодно обучается 200 - 300 человек из разных регионов.

- Первыми нашими учениками стали кадеты казачьих обществ из Карпинска и Краснотурьинска. Они приехали, когда школы еще не было, и заявили: хотим изучать экологию. Большинство юных экологов, занимающихся в школе, как и 20 лет назад, из северных городов и поселков. Кроме того, мы принимаем детей из Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, - рассказывает директор заповедника и руководитель экошколы Анна Квашнина.

Школьникам, по ее мнению, не хватает базовых знаний: некоторые не могут отличить ель от сосны, не говоря уже о том, чтобы по следу распознать зверя. За одну смену, которая длится неделю, они успевают поработать "в поле", изучить лесную растительность, сплотиться в познавательных экологических играх и вечерних концертах. - К нам едут разные дети: кто-то вырос в многодетной семье, кто-то был обделен вниманием. Погружаясь в атмосферу школы, они становятся более внимательными, дружными. Прежде всего нам важно научить их слушать и видеть то, что нас окружает. И, конечно, развеять мифы об окружающей среде, - делится Анна.

Обучение и проживание в школе бесплатные. Группу из пяти человек сопровождает педагог. Учительница начальных классов в школе № 15 поселка Третий Северный Сирина Арсланова каждый год привозит в "Денежкин Камень" воспитанников. Первым выпускникам сейчас уже по 30 лет.

К нам едут разные дети: кто-то вырос в многодетной семье, кто-то был обделен вниманием. Важно прежде всего научить их слушать и видеть то, что нас окружает

- Экологическое просвещение началось с движения юннатов - юных натуралистов. Сейчас в основном развивается направление, связанное с популяризацией экологического образа жизни. Мы, например, разбираем на занятиях в экоцентре вопросы раздельного сбора и утилизации мусора, проводим мониторинг окружающей среды, делая пробы воды, и готовим школьников к поступлению на специальности по естественно-научному профилю, - говорит замруководителя экологического отделения екатеринбургского Дворца молодежи Евгения Крупина.

Экоцентр курирует несколько ресурсных центров в городах Уральского региона, где идут занятия по экологии для детей с дошкольного возраста. В Екатеринбурге, к примеру, их ежегодно посещает около 600 - 700 человек. Ребята участвуют в проектных сменах на базах отдыха и защищают свои исследовательские проекты. В следующем году в экоцентре планируют ввести уроки по нанотехнологиям и биоинженерии.

Помимо экошкол, на Урале появились экологические классы, которые набирают по заявкам педагогов. Так, в экоклассе Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" стоимость занятий зависит от возраста учащихся - от 15 до 35 рублей с человека. Любознательные дети знакомятся с коллекциями растений и животных из фонда музея, узнают об экологической обстановке в городе металлургов.

- В 1996 году у нас открылся информационный экологический центр, куда вошел и музей-заповедник. Сейчас занятия на экологическую тематику запрашивают не так часто, как 20-30 лет назад, когда возникло движение против загрязнения окружающей среды предприятиями, - утверждает заведующая филиалом Музея природы и охраны окружающей среды Нижнетагильского музея-заповедника Нафиса Федюнина.

В 2018-м активисты организовали клуб друзей музея природы, где проводят занятия в секциях по биологии и минералогии.

Член  экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Юлия Корнеева убеждена: в развитии экологического сознания необходим комплексный подход - от обучения специалистов всех направлений до поддержки зеленых проектов на государственном уровне. Власти способны изменить подход к экосознанию в обществе. Поэтому им очень важно заручиться доверием общественников и экспертов.

На заметку

1 Леса принято чистить от сухостоя. На самом деле он играет важную роль в экосистеме. Это среда обитания многих организмов, поскольку сухие ветки содержат влагу и массу органических веществ. При этом мертвая древесина нередко служит основой для возобновления леса: если бросить семена деревьев в сухостой, они прорастут быстрее, чем из почвы.

2 Мох - недостоверный ориентир в лесу, так как он растет повсеместно либо вовсе отсутствует. Говорят, по форме муравейника можно определить стороны света, но это не так: многие факторы искажают точность этих измерений. Экологи учат ориентироваться по компасу, карте и расположению солнца. Вообще, прежде чем идти в лес, лучше проанализировать местность и представить свой маршрут. Желательно, чтобы карта местности была в голове.

3 В СМИ часто пишут: пожары возникают из-за жаркой погоды. Однако на деле 99,9 процента возгораний провоцируют люди, когда не тушат костры, бросают дымящиеся окурки. Если верить учебникам по ОБЖ, во время пожара нужно бежать против ветра. Это неверная рекомендация. Правильнее двигаться параллельно ветру.

Кстати

По итогам Всероссийского экологического субботника "Зеленая Россия" Свердловская область трижды становилась лидером - в 2015, 2017 и 2018 годах. Большинство участников субботника - учащиеся школ и их родители.

Тем временем

Экологическую школу в Денежкином Камне выселяют. Помещение предоставляла на безвозмездной основе администрация Североуральского городского округа. Договор о бесплатном использовании здания прекращает действовать с 1 июля.

- Сотрудники заповедника провели капитальный ремонт без согласования с собственником и отказались показать документы о выполненных работах. Дети круглосуточно находятся в школе, и соблюдение всех необходимых для этого требований вызывает серьезные опасения, - отмечает глава округа Василий Матюшенко.

Помещение в селе Всеволодо-Благодатское, абсолютно не пригодное для эксплуатации, сотрудники школы ремонтировали сами на бюджетные средства. Анна Квашнина уверена: переезд в другое место сократит число учащихся, поскольку их негде будет разместить.

Менять дислокацию работникам заповедника жалко не только из-за трудов, вложенных в здание: в селе больше нет кирпичных построек, а по соседству есть все необходимое для работы - водоем, лес. По мнению Василия Матюшенко, более подходящим местом для занятий станет детский оздоровительный лагерь имени Володи Дубинина, устраивающий тематические смены, или школа в поселке Баяновка, расположенная рядом с лесом.