"Штрафная" десятка
Ряд телеканалов, вещающих в Киргизии, рискуют подвергнуться санкциям со стороны государства. По словам заведующей отделом правового обеспечения, лицензионного контроля и организационной работы департамента информации и массовых коммуникаций Кыял Кенжематовой, причиной штрафных мер могут стать выявленные госорганом нарушения лицензионных требований. Основные претензии ведомство предъявляет к контенту.
Дело в том, что еще в 2017 году в Киргизии вступил в силу закон о телевидении и радиовещании, согласно которому телеканалы должны соблюдать как авторские, так и смежные права. Половину объема эфира необходимо отводить контенту на государственном (киргизском. - Прим. ред.) языке. Причем 50 процентов телепродукции, транслируемой в эфир, должно быть местного производства.
- К сожалению, автоматизированного центра мониторинга вещания отечественных каналов у нас нет, - сказала Кыял Кенжематова. - Приходится отслеживать нарушения практически вручную. И мы делаем все, что в наших силах. Человеческих ресурсов не хватает, работа занимает много времени.
На создание мониторингового центра необходимо 2,5 миллиона сомов. В бюджете лишних денег пока нет. Несмотря на это департаменту удалось проверить около сорока телеканалов. Половина их получила предписания исправить выявленные нарушения. Если телекомпания не выполнит требования ведомства, ее ждет штраф.
- Пока за несоблюдение правил не наказан ни один телеканал, - призналась Кыял Кенжематова. - Но сейчас мы проводим повторный мониторинг. Думаю, более десяти каналов могут быть оштрафованы, если не выполнят лицензионные требования.
Финансовые санкции, предусмотренные законодательством, можно назвать мягкими: около 23 тысяч сомов (порядка 330 долларов) для юридических и семь тысяч (около 100 долларов) для физических лиц. Однако если телеканал вновь попадется на нарушениях, его лишат лицензии на вещание, но пока подобных прецедентов в истории суверенной Киргизии не было.
Если денег нет
Производство собственного контента тоже упирается в наличие средств. А таковых у медиа в Киргизии немного. К примеру, объем рынка телевизионной рекламы в республике, по данным местных экспертов, оценивается всего в 10 миллионов долларов.
- Все, с кем я разговаривала, отмечают: рекламный рынок очень маленький, - утверждает медиаэксперт и руководитель исследовательского агентства "Data Lab" Гульнура Торалиева. - Новых игроков на нем не появляется, а число желающих размещать у себя рекламу растет. По сути, СМИ борются за одних и тех же немногочисленных рекламодателей, что, конечно, сложно.
В более выгодном положении находятся государственные СМИ республики. Бюджет государства поддерживает 15 телеканалов, на финансирование которых выделяется около миллиарда сомов. Однако и этих средств на производство собственного и качественного контента в необходимом объеме недостаточно. Гостелекомпании вынуждены использовать продукцию иностранных ТРК. А отдельные частные медиа и вовсе практически полностью забивают эфир чужими передачами или фильмами. Причем с переходом к цифровому вещанию ситуация только усугубилась.
- Количество каналов в республике в последнее время увеличилось, - сетует генеральный директор НТС Миржан Балыбаев. - Обыватели рады, а рынок упал. Рекламный "пирог" не увеличился, скорее, даже уменьшился. Ролик, который раньше стоил 50 тысяч, сегодня может стоить всего пять. Реклама упала в цене, что усложняет нам задачу производить собственный контент. Это, наверное, и объясняет ситуацию.
Куда мигрируют профессионалы
Как ни удивительно, но представители местных коммерческих телеканалов просят государство не только тщательней отслеживать ТВ-контент, но и быть жестче к нарушителям лицензионных требований. Объясняют они это желанием сохранить телеиндустрию. Так, по словам директора канала "Апрель" Дмитрия Ложникова, если власти не примут меры, республика вообще может лишиться собственного телевидения.
- Если протянуть время, рекламодатели окончательно уйдут на каналы, которые транслируют пиратские фильмы и зарубежные сериалы, нарушая требования законодательства, - полагает он. - Ведь они получают больший зрительский рейтинг. Профессионалы уходят в интернет комментировать игры - только потому, что за это платят вдвое больше. Нонсенс, но государство не в состоянии отследить исполнение принятых им правил, тогда как телеканалам не хватает средств на создание собственного контента.
Возмущение разделяет и генеральный директор NEXT-ТВ Омурбек Сатаев. Он сравнивает происходящее с ситуацией в 1990-х, когда за телеконтентом и соблюдением авторских прав в республике практически вообще никто не следил.
- Несправедливо, когда одни стараются, а другие даже не пытаются создавать что-то свое, - говорит он. - По телевизору продолжают показывать пиратские фильмы, а в духовном отношении это страшное явление.
- Даже дети смотрят зарубежный контент - российский, турецкий, корейский, - поясняет Дмитрий Ложников. - В итоге мы выращиваем поколение людей, которые не знают, что такое ценности Киргизской Республики. А это уже проблема государственной идеологии, которую нужно поднимать на уровне парламента, правительства и даже президента. В Азербайджане, к примеру, запретили показ зарубежных сериалов, правительство выделило деньги на производство собственных. В Узбекистане снимают сериалы, в Казахстане, и наши телевизионщики уезжают туда.
Как разорвать замкнутый круг
Однозначного рецепта, как водится, нет. Директор телеканала "Апрель" убежден, что вопрос о создании мониторингового центра стоило бы поднять на правительственном уровне. Финансировать проект, на его взгляд, можно, если выделить средства из статьи расходов на госканалы.
Продюсер телеканала TV1KG Равшан Личаню, в свою очередь, полагает, что сам закон исполнять невозможно, поскольку он не учитывает реалии, в частности конкуренцию интернет-ресурсов. "Зрители все чаще предпочитают телевизору онлайн-сервисы", - поясняет он, не скрывая, что телеканал, на котором он работает, тоже использует пиратский контент.
- Мы согласны понести за это ответственность, - заявил он. - Но исполнять закон сначала должны бюджетные телекомпании, которым необходимо показать пример остальным. Пусть начнут с себя, потому что государство, издавшее закон, должно его контролировать. А остальные присоединятся, гарантирую.
Схожую точку зрения, но с важными оговорками разделяет его коллега - генеральный директор телеканала НТС. "Главные нарушители получают деньги от государства, но даже они не в состоянии должным образом исполнить закон, - отмечает Миржан Балыбаев. - И лучше часть суммы, выделяемой бюджетом госканалам, направить на создание отечественного контента через госзаказы".
Досье "РГ"
Согласно исследованиям Data Lab и Promotank research institute, объем рекламного рынка в Киргизии оценивается в 19 миллионов долларов в год. Чуть больше половины средств, затраченных рекламодателями, приходится на телевидение. Причем треть суммы - на три канала, один из которых государственный.