03.07.2019 00:00
    Поделиться

    Врачам отведут больше времени на пациентов и меньше - на бумаги

    Подходы к повышению производительности труда, которые хорошо себя зарекомендовали на производстве, будут постепенно внедряться в больницах, поликлиниках и школах, а также в госуправлении.

    Однако если в промышленности уже определены конкретные показатели - 10 тысяч предприятий-участников профильного нацпроекта через пять лет и достижение пятипроцентного ежегодного роста производительности к тому же сроку, то в социальной сфере процесс в начальной стадии. Сейчас главная задача - отработать успешные пилотные проекты, создать проработанные и хорошо описанные кейсы, которые затем можно будет тиражировать, заявил министр экономического развития РФ Максим Орешкин на форуме "Производительность 360" в Нижнем Новгороде.

    Как уже рассказывала "РГ", суть нацпроекта сводится к сокращению издержек и временных затрат, исключению из производственного процесса ненужных операций. За основу взяты подходы компании Toyota, признанного мирового лидера в этом вопросе. Разработанные ею принципы бережливого производства первыми в России стали системно вводить автозаводы - ГАЗ и АвтоВАЗ занялись этим еще в начале 2000-х. Однако сама философия применима к любой сфере.

    В московской школе N 1474, которая первой в сфере образования опробовала новые принципы, начали с того, что опросили самих учеников о беспокоящих их проблемах. После этого в столовой, на которую поступило больше всего жалоб, сделали перепланировку, ввели возможность электронного предзаказа блюд, и если раньше ученики могли прождать в очереди 10 минут (из-за этого многие не успевали поесть за перемену), то теперь время сократилось до трех.

    Снижение числа документов на одного пациента с 84 до 29 сэкономило врачам 70% времени

    Как бережливые технологии работают в здравоохранении, наглядно рассказал замдиректора по организации медицинской деятельности "НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина" Игорь Дорошев. "Мы выявили большие потери времени при работе с бумагами: на одного пациента приходилось 84 документа, которые заполняли все участники процесса, - говорит Дорошев. - Естественно, многие из них дублировались, какие-то были вовсе не нужны. В итоге количество документов на пациента снизили до 29, экономия времени сотрудников составила около 70 процентов. В амбулатории среднее время ожидания пациентов снизилось с 84 до 28 минут, этого удалось добиться за счет разделения потоков больных, введения SMS-информирования, более широкого применения телемедицинских консультаций". Заметно удалось повысить оборачиваемость коек в палатах за счет сокращения предоперационного нахождения больных в стационаре, оказалось, что для этого достаточно двух дней вместо восьми. Просто все виды консультирования пациентов стали проводиться на догоспитальном этапе. Среднее количество операций в день выросло с 27 до 52. Здесь помогли IT-технологии: с помощью специального программного обеспечения формируется "умный" операционный список на неделю - учитывается наличие свободных операционных, доступного там оборудования, какие специалисты должны быть задействованы.

    Главное при внедрении принципов бережливого производства - изменение культуры людей, их сознания, а мгновенно это не происходит, отметил первый заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко. "Есть серьезные риски быстрого тиражирования, при первых успехах хочется масштабного распространения, но в режиме директив, приказов это не работает, - считает он. - В идеале 70 процентов предложений по улучшению процессов должны давать работники на местах, но проблема в том, что они критично относятся к глобальным изменениям, люди боятся увольнений или сокращения зарплаты. Снять эти опасения можно как раз с помощью успешных пилотных проектов.

    Поделиться