03.07.2019 00:15
    Рубрика:

    В Томском государственном университете создали цифрового репетитора

    Искусственный интеллект научили преподавать
    Цифровой репетитор, созданный в Томском госуниверситете, - это компьютерная программа. Но не просто программа, а уникальный IT-продукт. Прежде чем заняться этим проектом, преподаватели ТГУ изучили массу литературы, исследовали опыт зарубежных школ, проанализировали родственные темы, но ничего подобного не нашли.
    Пресс-служба ТГУ
    Пресс-служба ТГУ

    Как оказалось, электронных курсов - много. Тренажеров - еще больше. Но программы, основным критерием которой является репетиторство, то есть обучение за счет выявления слабых мест в знаниях за крайне небольшой промежуток времени, - на рынке нет. Мои собеседники - Диана Даммер, доцент кафедры теории вероятностей и математической статистики ТГУ, и Артем Фещенко, завлабораторией компьютерных средств обучения Института дистанционного образования ТГУ, - помогли мне разобраться, что умеет цифровой репетитор.

    Идеей для создания цифрового репетитора стало то, что у всех студентов, приходящих обучаться на математические направления, разный уровень подготовки. Это логично. Кто-то учился лучше, кто-то чуть хуже. Но именно эта дифференциация не позволяет преподавателям с первого дня занятий приступать к полноценным лекциям. Встал вопрос: как оценить уровень каждого, прежде чем начать занятие по линейной алгебре или математическому анализу, одним словом - дисциплинам высшей математики.

    Артем Фещенко: Мы поняли, что нужен некий диагностический тест, который позволит нам определить багаж каждого студента. Однако мы поняли, что только лишь определить пробелы недостаточно для дальнейшего полноценного обучения. Нужно каким-то образом еще и изучить то, что не было в полной мере освоено в школе.

    Диана Даммер: Математика, как ни один другой предмет, хорошо алгоритмизируется и атомизируется, то есть делится на мелкие навыки, между которыми устанавливаются прочные взаимосвязи. Учитывая все это, мы с нашими партнерами и создали адаптивную систему обучения с тренировками отдельных математических навыков.

    Можно ли привести пример?

    Диана даммер: Например, задача: разложить на множители многочлен третьей степени. Допустим, где-то в решении сделана ошибка. Что это значит? Существует пробел. И в таком случае система предлагает просмотреть решение неправильно решенных примеров и опуститься на уровень ниже и порешать примеры на разложение на множители квадратных трехчленов или разобрать метод группировки. И здесь ошибка? Тогда спустись еще на уровень ниже и проверь себя в решении примеров на формулы сокращенного умножения. При неудачном решении программа предлагает комментарий, анализирующий ошибку. После того, как пройдены все нижние уровни, система предлагает вновь вернуться на верхний и пройти его. Многоуровневый принцип позволяет от базового уровня дойти до комбинации нескольких.

    В чем преимущества программы?

    Артем Фещенко: Рабочее время преподавателя перераспределяется от рутины устранения пробелов в школьных знаниях к преподаванию более сложного вузовского уровня математики. Студенты же получат возможность учиться в более комфортном для себя темпе. И конечно, есть и коммерческий эффект. Университет планирует предоставлять систему в аренду другим вузам. Мы предлагаем одного цифрового репетитора, который может обучить одновременно 10 тысяч человек.