09.07.2019 17:37
    Поделиться

    Почему в честь Петра и Павла называли укрепления, города и крепости

    Многие считают: святые - это безгрешные титаны духа, герои, чей подвиг недостижим, и всем нам до них ой как далеко. Жизнь святых апостолов Петра и Павла, которых мы вспоминаем 12 июля, в Петров день, чрезвычайно ярко показывает, насколько слаб и неверен человек сам по себе. И какой мощью и силой может раскрыться его природа, если он, запутавшийся или даже сломленный, встретит Бога.
    Игорь Кубединов / ТАСС

    Петров день - народное название церковного праздника в честь не одного, а сразу двух апостолов - Петра и Павла, и, кстати, именины носителей этих удивительных мужских имен. А полное название праздника - "день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла".

    Имена Петр и Павел стали символом искренности, стойкости и горячей любви

    О том, что значит слово "первоверховные", позже, сначала скажу, что это любимейший праздник наших предков. Так же как и сами апостолы. В честь них называли детей - достаточно увидеть, как много среди русских святых Петров и Павлов, чтобы понять: имена были сверхпопулярны. В честь Петра и Павла освящали монастыри - первый был возведен в Брянске еще в XIII веке. А еще корабли (вспомним экспедицию Беринга в 1741 г.), гавани, крепости и даже целые города - Петропавловск, Петропавловск-Камчатский. Все не случайно!

    Но кем же были эти два апостола и почему их чествуют в один день? Слово "апостол" в переводе с греческого означает "посланник, вестник". У Иисуса Христа было двенадцать ближайших учеников, апостолов, избранных Им для проповеди нашему миру вести о пришествии Спасителя, Царствии Небесном и устроении Церкви. Апостол Петр - один из этих двенадцати учеников Христа. А вот апостол Павел Иисуса во время Его земной жизни не видел, Павел узнал Христа уже после Его воскрешения. Петра и Павла называют первоверховными, чтобы подчеркнуть их главенство над остальными, это учителя учителей. При том, что и Петра, и Павла называют столпами веры, они были абсолютно разными: по происхождению, складу характеров. Да и ошибки они совершали разные и по-разному. Отличались они и тем, каким путем пришли ко Христу. Петр - рыбак из Галилеи, увидев однажды Иисуса, он уже всюду следовал за Ним. До встречи со Спасителем Петр носил имя Симон, но когда Иисус увидел Симона, Он, прозрев сердце и пылкий, пламенный характер галилейского рыбака, сказал: "Симон, имя тебе камень". А камень по-гречески, "петрос", так рыбак Симон стал называться Петром. Изменение имени - всегда изменение судьбы. Однажды Иисус велел ученикам отплыть на лодке подальше и забросить сети. Апостолы послушались, хотя знали, что рыбы в этом месте нет - в прошлую ночь сеть вытащили пустой. Поразительно, но на этот раз улов был так велик, что сеть прорвалась. И тогда, потрясенный, Петр припал к коленям Иисуса с мольбой: "Отойди от меня, Господи! Я недостоин, я - человек грешный!"

    Разность характеров апостолов Петра (слева) и Павла (справа, с книгой) всегда привлекала художников. Картина Эль Греко, Эрмитаж. Фото: WIKIPEDIA.ORG

    Петр сказал так, потому что ужас объял его и всех бывших с ним от этого необыкновенного улова рыбы. Но Иисус поднял Петра с колен: "Не бойся, отныне будешь ловить человеков". И дальше Петр повсюду следовал за Иисусом. Он был самым горячим, самым преданным Его учеником. Преданным, но предавшим Христа, все, наверное, помнят евангельский рассказ о троекратном отречении Петра от Учителя во время ареста Иисуса.

    Апостол Павел до встречи с Христом, воскресшим Христом, тоже носил другое имя. Савл - а именно так звали апостола Павла до его прозрения, родился и вырос в высокопоставленной семье, получил блестящее образование и просто ненавидел христиан, считая их опасными смутьянами. Однажды Савл стал свидетелем того, как забили камнями первого христианского святого Стефана, причем сам Савл одобрил эту казнь. Больше того, Савл самолично, горя яростью, "дыша угрозами и убийством на учеников Господа", входил в дома, вытаскивал оттуда мужчин и женщин, бросал несчастных в тюрьму.

    Таким ярым гонителем христиан был Савл до встречи с Христом. Встреча произошла по пути в Дамаск. Савл рвался в этот город, чтобы истребить там христианство. И вот, на пути в Дамаск Савл был внезапно ослеплен светом с неба. "Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… И Господь сказал ему: встань и иди в город". Савл поднялся с земли, но теперь он уже ничего не видел, словно его глаза сожгло это чрезмерно сильное сияние, явленное только ему. Ослепшего Савла довели до Дамаска за руку. В Дамаске Савл пробыл три дня без еды и питья, пока один из апостолов, Анания, извещенный ангелом, не пришел к нему и не возложил на него руки во имя Иисуса Христа, чтобы вернуть зрение и крестить. Так гонитель христиан Савл стал Павлом. Имя Павел - от латинского "паулюс", "меньший": тот, кто вскоре станет величайшим из проповедников взял себе именно такое смиренное, уменьшающее себя, имя - Павел.

    Разные встречи Христа, разные судьбы, разные характеры. Но есть одно общее. Эти столпы веры были людьми, со всеми присущими людям слабостями. Павел начал жизнь гонителем христиан. Но и Петр, такой горячий в своей вере во Христа, трижды отрекался от Господа. В чем же тут дело? Почему они, такие слабые, неверные, смогли стать святыми?

    Митрополит Антоний Сурожский так отвечает на этот вопрос: "И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае. Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог его предать, изменить Ему, а другой вопрос, может быть, более глубинный, более страшный: Петр! любишь ли ты Меня?.. Трижды Христос задал ему этот вопрос, трижды Петр от сердца и правдиво ответил: Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты всё знаешь - то есть Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, всё знаешь - но Ты знаешь, что я Тебя люблю... И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, то есть до мученической смерти".

    Мученическую смерть за Христа приняли оба апостола - и Петр, и Павел. Правда, умерли по-разному. Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись оземь, голова апостола Павла извергла из земли три источника. Место смерти апостола Павла так и называют - "Три фонтана". Петра распяли вниз головой. Это была просьба самого ученика Христа: он до конца жизни помнил о своем предательстве, считал, что недостоин быть распятым так, как был распят его Учитель.

    По преданию, оба апостола приняли мученическую смерть в один день. Этот день и стал днем их памяти, именно этот день Церковь отмечает как праздник. Почему?

    "Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение", - учит апостол Павел в Первом Послании к Филиппийцам. Христос победил смерть, и отныне смерть - не тьма ада, это рождение в вечность. Чему учит нас праздник Петра и Павла? "Сила Божия в немощи совершается". Так говорит Христос Павлу, но и к нам обращено это слово: сила Божия в немощи совершается - только отдай, посвяти свою душу правде, истине, Богу, любви, и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божья сила.

    Поделиться