Новости

09.07.2019 10:35
Рубрика: Общество
Проект: Наука

Сибирские ученые выявили новые свойства у якутских алмазов

Текст: Наталья Решетникова (Новосибирск)
Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) совместно с новосибирскими и красноярскими коллегами обнаружили новые наномеханические свойства алмазов, которые добывают на месторождении "Скальное" Попигайской астроблемы в Якутии. В работе также приняли участие ученые Германии и Южной Кореи.
 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

Как сообщает пресс-служба ТГУ, физики доказали, что эта разновидность минерала способна сопротивляться всестороннему сжатию сильнее, чем "идеальные" экземпляры. В поле изучения попали структура и механические свойства уникальных импактных алмазов, то есть алмазов, образованных в результате геологических процессов, начавшихся после падения метеорита.

Теоретические расчеты, выполненные в ТГУ,  показали, что попигайские алмазы имеют более высокий модуль объемной упругости, чем "идеальные" алмазы кубической и гексагональной фаз (фаза указывает, как организуется химический элемент алмаза - атом углерода). По словам ведущего сотрудника лаборатории фотофизики и фотохимии молекул физического факультета ТГУ Павла Аврамова, полученные результаты расширяют область применения найденных алмазов, например, в научных экспериментах в областях квантовой физики, оптики, лазерных технологий, исследованиях космоса, где недопустимы погрешности.

Сейчас алмазы Попигайского кратера применяют в лазерных системах в качестве оптических материалов. Поэтому задачей физиков было сравнить их свойства с имеющимися аналогами.

Проект поддержан Научным фондом им. Д. И. Менделеева ТГУ.

Попигайская астроблема - это метеоритный кратер, расположенный в Сибири в бассейне реки Попигай. Его диаметр - почти 100 километров. Это четвертый по величине кратер в мире. Попигайская астроблема образовалась примерно 35 миллионов лет назад во время удара гигантского метеорита в скальную гряду, а была открыта в 1946 году. Установлено, что одно только месторождение "Скальное" содержит в себе больше алмазов, чем все кимберлитовые месторождения мира.

Общество Наука Филиалы РГ Сибирь Филиалы РГ Дальний Восток Филиалы РГ Восточная Сибирь СФО Новосибирская область Новосибирск СФО Томская область Томск СФО Красноярский край Красноярск ДФО Якутия