Почему минчанка работу с железом предпочитает любой другой

Из личного архива.
С Марией Тарлецкой мы встретились в центре Минска в маленьком уютном офисе, который она из экономии делит с предпринимателем, занимающимся интерьерами.

Невысокого роста, миловидная и хрупкая молодая женщина. Никогда не скажешь, что Маша запросто управляется с клещами и молотком, другими инструментами, ваяя на наковальне возле огнедышащего горна художественные изделия из черного металла. Однако это так, и в своей профессии она не новичок. Работы Тарлецкой можно встретить в одной из главных достопримечательностей Минска - Верхнем городе, частных коллекциях.

- Так называемая ювелирка и прочая мелочовка у меня не пошла, сосредоточилась на крупных формах для интерьеров и экстерьеров. Так, уже много лет выполняем заказы для Дома милосердия, храма-памятника в честь Всех Святых, посольства Ватикана в Минске, - рассказывает Мария. - Например, оформляли алтарь. Работа ответственная, понимаем, что не на 5-10 лет. Спасибо заказчикам, хорошо знают, что хотят получить, и щедро делятся советами, как лучше воплотить замыслы в металл.

О том, чтобы стать специалистом по художественной ковке металлов да еще предпринимателем, Маша в детстве не мечтала. Да и предпосылок вроде не было: отец - физик, мама - биолог. И все-таки судьба вела ее к этому. Окончив художественную школу, поступила в педуниверситет на художественно-графическое отделение. Тут и поняла, что из всех ремесел только работа с металлом по душе. Окончательно утвердилась в этом, когда вошла в мастерскую Белорусской академии искусств, куда поступила.

Сегодня бизнес Марии Тарлецкой кормит более 20 работников разных специальностей

- Почему это произошло именно со мной, девушкой? - переспрашивает Мария. - У меня нет ответа на этот вопрос. Но все больше убеждаюсь, что ни тогда, ни потом иначе произойти не могло. Хотя за красивой картинкой о горячем металле скрывается много тяжелой грязной работы. Родители от моего выбора сначала были в шоке, однако постарались понять и поддержать меня.

Мария помнит абсолютно все свои работы. Первой была чеканка иконы святого Георгия Победоносца для деревенской церкви. Сама нарисовала эскиз, перенесла на металл... Однако жизнь никаких скидок по гендерному признаку не давала. По окончании академии заявок на Марию не поступило. Ну кому нужен кузнец весом 46 кг?! Пришлось, получив свободный диплом, идти на биржу труда. Мария честно посетила предложенные ей музей и завод и решила отправиться в свободное плавание.

- Вместе с папой набросала бизнес-план на две странички и отправилась в районную администрацию за субсидией для начинающих предпринимателей, - вспоминает Мария. - Получилось! Суммы, эквивалентной 300 долларам, хватило на покупку шлифовальной машинки и аренды на два месяца мастерской на заводе "Кранмаш". Кузнечные клещи к тому времени уже были. Изготовила их еще, кажется, на втором курсе собственноручно. С этого инструмента начинается каждый кузнец. Был еще самодельный молоток для чеканки - храню до сих пор.

Сразу появился первый заказчик - одной из минских компаний потребовались художественно оформленные подставки для перекидного календаря, эксклюзивные, ручной работы.

С тех пор прошло полтора десятка лет. За это время появились солидный опыт, новые технологии и новые партнеры.

- В чем черпаю вдохновение? - переспрашивает Мария. - Много интересного нахожу в современных и старинных постройках и музеях Москвы и Санкт-Петербурга, стран Европы. Поездки туда для меня как командировки, привожу много фотографий, зарисовок. И в Беларуси кое-что интересное сохранилось - в Гродно, Бресте.

Однако приносит ли все это достойный заработок? Освоить азы бизнеса Марии помогли в Молодежной социальной службе. Здесь же предоставили по льготным тарифам помещение под офис - то самое, где мы беседовали. Все остальное оплачивается из доходов. Расходы между тем внушительные.

- Каждый месяц, чтобы воплотить заказы клиентов в изделия, расходуется тонна-полторы металла, - перечисляет затраты Мария. - Его стоимость известна: в пересчете доллар за килограмм. А еще инструмент, расходные материалы, грунты, краски, энергоресурсы, аренда, транспортные расходы... Конкуренция в нашей сфере серьезная. Выжить непросто, и практически всю прибыль вкладываем в развитие. Но простых решений в жизни я не ищу.

АРИФМЕТИКА КУЗНЕЦА ТАРЛЕЦКОЙ

- Для открытия художественно-кузнечного дела потребовалась сумма, эквивалентная 300 долларам.

- Один из главных инструментов кузнеца - клещи, их у мастера до 20 видов.

- В месяц кузнец Мария Тарлецкая и коллеги перерабатывают до 1,5 тонны металла.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться