Владыка, почему именно Ростов удостоен чести обретения частицы мощей Сергея Радонежского?
Митрополит Меркурий: Это большая редкость, чтобы мощи преподобного Сергия передали из лавры. Ковчег с ними на Дон уже прибыл. Почему Ростов? Здесь будет создана точная копия храма Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, его заложили в чистом поле. Батюшка, который возглавляет приход, - замечательный иконописец. Отцом Александром написана икона святого, которая будет освящена в лавре. Проект условно назван Сергиевым посадом. Он близок и дорог моему сердцу. Очень почитаю преподобного Сергия, молитвенника русской земли, мощного духовного человека.
Рядом с будущим храмом дети будут обучаться шитью, золотошвейному делу, резьбе по дереву и другим народным и церковным ремеслам. Это вовсе не означает, что церковь собирается заменить кружки и секции в Домах культуры. Но работать с детьми и их родителями для нас очень важно. Вокруг храма создадут экологический оазис - парк с детскими площадками. Мы отходим от тенденции создания небольших церквей, так называемых храмов шаговой доступности, которая была взята из западной церкви и еще недавно популярна. На мой взгляд, приход должен быть вместительным и красивым, рассчитанным на большое количество людей. Он становится не просто местом богослужения, а центром активной социокультурной деятельности - с воскресной школой, кружками, студиями, даже спортзалом.
Когда проезжаю по новой Москве, всем сердцем радуюсь, видя, какие уникальные красавцы храмы там построили. Ведь в свое время говорили, что будут строить типовые. И замечательно, что этого не случилось. Уникальные церкви будем строить и в Ростове, где было разрушено много храмов. За последние годы в нем уже появилось около 50 новых приходов. Если в благочинии несколько храмов объединятся, создадим центр дополнительного образования. Государство может участвовать в работе таких центров, потому что там преподают и нерелигиозные дисциплины (например, пение, художественное чтение, вышивание), финансировать их.
Вы нередко говорите о том, что церковь должна создавать образовательные центры, чтобы работать с детьми и молодежью. В этой связи вспоминается недавний нашумевший случай в Ростове, когда девочка-подросток плюнула в двери храма. Как должна реагировать церковь в таких ситуациях? Известно, что вы обратились к правоохранительным органам с просьбой не наказывать подростка.
Митрополит Меркурий: Был и не такой случай: батюшка шел по улице в подряснике, его остановили и ударили по лицу со словами: "Морда поповская". Батюшка сказал обидчикам: "Спаси Господи" и пошел дальше. Позиция церкви в таких случаях неоднозначна. Научены горьким опытом в храме Христа Спасителя. На мой взгляд, это огромный вызов обществу и государству. Можно либеральничать, но что будет потом? У нашей страны есть подобный опыт, к сожалению.
Вспоминается ощущение незащищенности, которое возникло у меня, когда был наместником Высоко-Петровского монастыря в Москве. Одна из монастырских построек, раньше это было доходное заведение, которое сдавалось купцам, превратилась в жилой многоквартирный дом. И в нем жил некий человек, которого звали Петлюрой. Он любил устраивать различные тусовки. Как-то вечером Петлюра организовал очередной "флешмоб" с песнями и плясками. Я наблюдал это из окна домика настоятеля напротив, видел распоясавшуюся толпу, и стало страшно, напомнило события 1917 года: так же, как тогда, толпа пьяных, обкуренных людей может выволочь и растерзать священника, как в революцию в Ростове красноармейцы убили отца Константина Верецкого, вытолкав его из дома на глазах жены и детей. Чтобы история не повторилась, должны быть четкие пределы допустимого в обществе.
Недовольства ведь хватает среди людей. Показательный пример: в интернете читаем новость в три строчки: чиновник поехал навестить какую-то бабушку, а дальше к этой новости добавлены 70 комментариев, какой он негодяй, что он плохого сделал или хорошего не сделал. Когда человек дочитывает последний, можно представить, что у него в голове. Вот так сознание формируется.
Что касается ростовской девочки. Очень неприятный инцидент. Вряд ли она руководствовалась какими-то принципиальными соображениями, скорее было юношеское желание похвастаться перед другими, показать, какая она крутая. На хорошем примере это сложно сделать. Проще на чем-то вызывающем. Если бы мы ее не простили, затеялась бы та же кампания, что была в Москве, связанная с событиями в Храме Христа Спасителя. Можно плевать сколько угодно в небо, на Бога, и что из этого получится, мы знаем. До Бога не доплюнешь, все вернется туда, откуда пришло. Меня поражает другое. Ни эта девочка, ни мальчики, которые снимали ее на видео, а ролик потом выложили в интернет, ни их родители до сих пор не извинились за произошедшее. А ведь это правила элементарного приличия. Все-таки жду, что это произойдет...
Через несколько месяцев на Дон прибудет Святейший Патриарх Кирилл освятить Ростовский кафедральный собор. Как изменится храм после реконструкции?
Митрополит Меркурий: Восстановление храма идет уже не один год, потому что это не просто восстановление росписей и перекрытий куполов, а огромная научно-изыскательская работа. В архивах обнаружили много документов о храме и его строительстве, людях, которые в нем участвовали. Оказывается, в Ростовском соборе дважды служил Иоанн Кронштадтский. Открытия были сделаны, когда начали реставрировать настенные росписи. Под тремя слоями нашли имена авторов первых икон. Реставраторам удалось их возродить. Был укреплен фундамент и колокольня. Купола осели почти на два метра. Деревянные конструкции прогнили, а железные просели. Решили эти серьезные проблемы.
Требовала современного подхода система коммуникаций. Не работали старые, исторические воздуховоды. Их прочистили. Также сделали принудительную вентиляцию. Провели новое отопление, установили систему охлаждения, чего никогда раньше не было, газовое оборудование, благодаря чему собор будет и отапливаться, и охлаждаться. Теперь храм не зависит от энергетической системы города. Пришлось много поработать над иконостасом, потому что не нашлось ни одной фотографии, каким он был изначально. Ориентировались на иконостасы в других храмах XIX века, искали и использовали орнаменты внутри собора. Создано три иконостаса, которые можно брать за основу при создании других в стиле академической иконописи. В них используют три оттенка золота. Специальными технологиями цвет будет состарен. Вообще собор не будет производить впечатления начищенного до блеска самовара, сохранит первозданный стиль. Создается книга о его реставрации. Вместо каменных столбов по периметру храма появится легкая, изящная ограда. Через его двор можно будет пройти к рынку и спуститься к Дону. Преобразится и Соборная площадь, она станет местом прогулок горожан и проведения торжественных мероприятий, концертов классической музыки. Замечательной декорацией к симфоническим концертам будет наружная подсветка собора.