11.07.2019 08:57
    Поделиться

    Ложные данные оставили регионы ДФО без денег на ремонт дорог

    Власти трех регионов Дальнего Востока почти одновременно инициировали ревизию дорожного хозяйства, рассчитывая получить от федерального центра дополнительное финансирование на приведение в порядок автотрасс. Выглядит эта работа весьма запоздалой, ведь средства, предусмотренные национальным проектом "Безопасные и качественные дороги", давно распределены. Причем каждому субъекту деньги были выделены в зависимости от состояния дорог, а его уровень оценивали те самые региональные власти, которые сейчас засомневались в достоверности представленных в Москву сведений.
    Андрей Оглезнев

    В Магаданской области качество дорожной сети на бумаге неуклонно росло из года в год. К моменту, когда федеральный центр начал распределять средства в рамках нацпроекта, в Росавтодоре лежали данные о том, что дороги на Колыме - одни из лучших в стране. Поскольку область успешно справлялась с бездорожьем своими силами, из федерального бюджета она получила минимальное финансирование, достаточное разве только для того, чтобы поправить покосившиеся знаки "Ухабы". И это было справедливо: другим регионам за шесть лет надо довести до нормативного состояния хотя бы половину дорог, а здесь 70 процентов уже готовы!

    Однако новый губернатор Колымы Сергей Носов, поездив по местным трассам, пришел в недоумение:

    -  Какие 70 процентов? В лучшем случае 17. Остальные надо срочно ремонтировать!

    А ремонтировать не на что. И вот, надеясь запрыгнуть в уходящий поезд, областные власти приступили к работе, которую надо было делать год-два назад: заказали комплексную диагностику состояния региональных трасс. Не на глазок, а с инструментальным обследованием водопропускных и иных сооружений, сканированием дорожного полотна, замерами и прочим. В регионе рассчитывают, что наличие реальной картины позволит получить дополнительные средства.

    - В "Росавтодор" направлено соответствующее письмо. Мы предлагаем представителям федерального ведомства принять участие в работе комиссии, чтобы результаты были объективны и не вызывали ни у кого сомнения, -  отмечает министр дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Алексей Шуганцев.

    В Хабаровском крае после смены персоналий во властных и управленческих структурах тоже схватились за головы, сравнив реалии с отчетами предшественников. По словам руководителя регионального управления автодорог Олега Федорова, сейчас приходится надеяться только на то, что удастся задним числом включить местные трассы в какую-либо федеральную программу.

    - До этого были просто дутые цифры, будто у нас 60 процентов дорог находятся в нормативном состоянии. Сейчас мы стоим перед выбором: или продолжать лгать, будто у нас дороги хорошие, или сказать так, как оно есть на самом деле. Понимаю: озвучивая реальные цифры, мы удивим "Росавтодор". Но от этого зависит величина выделяемых федеральным центром денег по национальному проекту, -  заявил он.

    По многолетним отчетам чиновников, 70 процентов дорог на Колыме были в нормативном состоянии. Сейчас выяснилось - в лучшем случае 17

    Федоров утверждает, что стандартам соответствует не более 24 процентов региональных трасс. Сколько в точности - покажет запланированное детальное обследование. А пока…

    -  Пока нам на краевые дороги выделено лишь 89 миллионов рублей. До заявленных по программе 550 миллионов мы из краевого бюджета вносим 80 процентов этой суммы.

    А доля софинансирования соседнего Приморья по этой же программе составляет всего два процента, -  сокрушается руководитель управления.

    Ну а лучше всего дела с дорогами, судя по отчетности предыдущих лет, обстоят в Амурской области.

    - По расчетам, мы должны были получать на региональные дороги по два миллиарда рублей ежегодно в течение шести лет. Но не получаем их, так как статистика говорит о том, что у нас 75 процентов дорог соответствует требованиям безопасности. Фактически же таких - менее 30 процентов, -  констатирует губернатор Приамурья Василий Орлов.

    В отличие от Колымы и Хабаровского края здесь нашли уважительные причины такой огромной разницы между бумажным и реальным состоянием дел. Главные из них - это разрушительные паводки последних лет и возросшая нагрузка на трассы от использования тяжелой техники строителями и недропользователями. Истинный процент разбитых дорог здесь тоже вычисляют с помощью запоздалой инструментальной диагностики, организованной местными властями.

    …Регионы Дальнего Востока весьма специфичны, что нередко оставляет их за бортом федеральных программ и соответствующего финансирования. Несколько лет назад Якутию не включили в одну из жилищных программ из-за очень высокой стоимости квадратного метра жилья. С этим ничего нельзя было поделать - строительство в северном регионе действительно очень дорого.

    Больше всех не везет Магаданской области. В 2017-м она не попала в программу ремонта кинотеатров в малых городах, потому что там лишь два города, а все остальное - поселки и села. В прошлом году Колыма выпала из программы финансирования дорожного строительства в городских агломерациях, поскольку население Магадана не дотягивает до требуемых 100 тысяч человек. В 2014-м этот регион остался вне программы строительства перинатальных центров - опять-таки из-за малочисленности населения.

    Все это объективные причины, и их можно преодолевать. К примеру, местные власти недавно добились строительства в Магадане современного перинатального центра, и его стоимость за несколько месяцев даже успела подорожать с 3,8 до 4,2 миллиарда рублей. И совсем другое дело, когда регион выпадает из программы или недополучает федеральные деньги на решение реальных проблем из-за желания чиновников показать жизнь лучше, чем она есть. Раньше это называли незаслуженно забытым словом "очковтирательство".

    Поделиться