16.07.2019 22:06
    Поделиться

    "Бережливая поликлиника" сохранит время и нервы и пациентов, и врачей

    Модель "Бережливая поликлиника" сохраняет время и нервы и пациентов, и врачей
    Проект "Бережливая поликлиника" стартовал в Тульской области в мае 2017 года. Сегодня в регионе уже 43 таких поликлиники, в этом году к ним должны присоединиться еще 53. А к 2021 году во всех поликлиниках государственных учреждений здравоохранения области будут созданы условия, соответствующие приоритетному проекту "Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь", входящему в Нацпроект "Здравоохранение".
    Сергей Михеев

    Как пояснили в региональном минздраве, суть проекта очень проста. В "бережливой поликлинике" открытая и вежливая регистратура, пациент не должен долго ждать записи на прием к врачу и не сидеть в очереди у его кабинета. Проходить диспансеризацию и профилактические осмотры он должен за один-два визита в поликлинику. Поликлиника должна перейти на электронный документооборот. Надо создать комфорт для пациента и медперсонала, а также понятную навигацию по всему зданию.

    Обязательным условием "бережливости" является ремонт помещений. Каждый, кто сталкивался с неразберихой, очередями и хамством в наших поликлиниках, как Станиславский, скажет: "Не верю". Чтобы проверить, идем в детскую поликлинику Тульской городской клинической больницы скорой медицинской помощи им. Ваныкина на улице Мира. Без предупреждения.

    У дверей поликлиники сталкиваюсь с женщиной, везущей коляску с шустрой девчушкой. Татьяна Васильевна - бабушка трех внуков, младшему из которых чуть больше месяца, привезла внучку на осмотр к врачу. Спрашиваю: много ли времени отнял визит и большая ли очередь к педиатру? Удивляется: да вы что, никаких очередей нет. Из всех претензий к поликлинике - "узких" специалистов маловато, приходится записываться за несколько дней.

    - Конечно, пока нельзя сказать, что все идеально, но это большой шаг в развитии поликлиник, - считает Ирина Рублевская.

    За дверью первая неожиданность: в просторном холле нет регистратуры. Есть "стойка информации", которую молодые мамочки уже прозвали "ресепшен", есть небольшая детская горка, креслица, пуфики... и все. "Гуляли, заодно зашли за талоном "на кровь" и никак не уйдем, уже целый час в поликлинике", - вздыхает Капитолина Сыроватская. Ее двухлетняя Софья не хочет уходить с горки. Капитолина - многодетная мама, старшему уже 16 лет, так что есть с чем сравнить, уверяет, что "было и стало - это небо и земля". "Удивительно, но система работает. Из дома записалась к врачу по интернету, покормила ребенка, пришли на прием. Нам очень нравится", - говорит многодетная мама.

    А вот Людмила Серова недовольна: пришли на прививку, а пришлось ждать - перед ними в процедурный кабинет было два человека. "Иногда вообще никого, а сегодня - очередь!" - возмущается она. А еще недовольна тем, что на УЗИ-исследование смогла записать ребенка только через четыре дня. Второго недовольного мы нашли не сразу: папа пришел за готовой справкой для сына в летний лагерь. Мальчик уже сдал все анализы, прошел осмотр у врача, осталось только бумагу получить, но папа решил, что для этого предварительная запись не нужна, и огорчен тем, что "живая очередь" оказалась длинной - приоритет тем, кто с талонами.

    Здесь же, в холле, инфомат. Смотрю ближайшую запись к участковым педиатрам: вечером во вторник можно без проблем записаться к одному доктору на среду, к другому - на четверг. К специалистам - по расписанию, свободные окошечки есть у всех, но в течение нескольких дней, а то и недели. Впрочем, несмотря на отпускной период, все укладывается в регламент - 14 дней.

    С переходом на новую модель работы вызовов врача на дом стало меньше почти в два раза

    К слову, записаться на прием можно и по старинке, позвонив в регистратуру. А вот заболевших детей принимает дежурный врач, так что здоровые и больные в коридорах не сталкиваются. Сегодня дежурный врач Галина Зотова приняла уже 35 детей. Ее задача - провести первичный осмотр, в случае необходимости дать направление к специалисту. Говорит, что зимой, "в сезон", бывает до семидесяти, тогда на помощь приходит завотделением.

    - Летом пациентов меньше, а осенью, конечно, будет больше. Я всегда говорю администратору зала (помимо "ресепшен" в поликлинике теперь появилась и эта новация), чтобы четко следил за очередями. А в случае скопления людей сразу же направлял помощь, - рассказала "РГ" заместитель главного врача по поликлиникам Светлана Шалиманова.

    По ее словам, с переходом на новую модель работы вызовов на дом стало меньше почти в два раза. Участковый педиатр на приеме в поликлинике работает пять часов, а на вызовах - пока всех не обойдет. Шалиманова приводит цифры: летом на одиннадцати участках бывает максимум десять вызовов в день, зимой - лишь пару раз было по двенадцать в сутки. Но проблема с кадрами есть - не очень-то врачи хотят работать участковыми.

    - С новой системой мне стало удобнее работать, - поделилась с "РГ" участковый педиатр Любовь Кохановская. - Правда, электроника периодически зависает, здесь еще есть, над чем работать. И конечно, двенадцать минут на прием малыша - это мало.

    Любовь Викторовна - доктор со стажем, ее любят пациенты, стараются попасть к ней на прием. Год назад, когда после ремонта начали внедрять систему "бережливой поликлиники", она была ее ярым противником, даже пригрозила начальству увольнением. Сейчас об этом не вспоминает. По ее словам, стало меньше "писанины", и не надо разбирать знаменитый "врачебный почерк": "Мы сами себя стали понимать", - смеется она. И показывает: приходит пациент, она набирает имя на компьютере - и сразу на экране высвечиваются все его данные. К тому же в компьютере есть шаблоны записей в зависимости от причины посещения врача.

    - Но мы работаем не по шаблону, - подчеркивает Любовь Кохановская. - Если он устраивает, то не меняем, если нет - ввожу свои данные. А детям до года по-прежнему пишу все от руки в карточку - там много нюансов. Но стало намного проще оформлять те же санаторно-курортные карты, инвалидность.

    Все врачи в поликлиниках тульской городской клинической БСМП разделены на два уровня, пояснила главный врач Ирина Рублевская. Первый - это терапевт, хирург, окулист - те, к кому пациент сам может взять талончик. Второй - это специалисты, к которым попадают только по направлению терапевта: например, кардиолог, невропатолог, эндокринолог. Талон к специалисту при необходимости терапевт даст сразу же в ходе приема - на ближайшее свободное время. Больным, которым уже поставлен диагноз хронического заболевания, не надо каждый раз проходить через терапевта - в базе есть соответствующая отметка, и они идут к "своему" доктору напрямую.

    По словам Ирины Рублевской, в первое время после введения новой модели сложности были. Для ее усвоения выпустили даже специальные памятки. Сегодня те, кто уже разобрался с моделью "бережливости", ею довольны.

    Поделиться