Каждый должен нести свой чемоданчик - на этом принципе основывается предложение МЭР о ликвидации в России перекрестного субсидирования в электроэнергетике, по которому промышленность доплачивает за более низкие тарифы для населения, а за снижение цены электроэнергии для Дальнего Востока доплачивают потребители остальной части страны и т.д.
Объемы перекрестного субсидирования в 2018 году ФАС оценила в 220 миллиардов рублей, Минэнерго - в 390 миллиардов рублей. Минэкономразвития предлагает в федеральном бюджете на 2020-2021 годы учесть субсидирование тарифов на электроэнергию для населения, для потребителей Дальнего Востока, Калининградской области и других регионов с особенностями работы энергорынков.
Еще раньше министр энергетики РФ Александр Новак говорил: "Речь идет о справедливом распределении "перекрестки" среди промышленных потребителей. Сегодня ее платят в основном малые и средние предприятия, некрупная промышленность. Крупная промышленность сегодня нагрузку не несет по перекрестке, потому что присоединена сетям ФСК, а там тариф на передачу электроэнергии в четыре раза ниже, чем у других потребителей, поэтому решение о распределении перекрестного субсидирования среди всех потребителей подразумевает и частичный перенос нагрузки на крупных промышленных потребителей".
По словам министра, процесс такого реформирования платежей должен происходить в течение семи лет.
Проблему изучала и Высшая школа экономики, по расчетам которой экономически обоснованные ставки для населения должны быть в 1,3-1,4 раза выше, чем для предприятий. Наиболее рациональным подходом был бы рост цен для населения по схеме "инфляция плюс", а для промышленности - "инфляция минус" или не выше инфляции. Тем более что доля бытового потребления растет: за 25 лет она увеличилась с 12% до 18% от суммарного потребления в стране. Председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный предполагает, что "на выравнивание сетевых тарифов между группами потребителей по такой схеме потребуется 12-15 лет. При этом рост тарифов для населения сверх инфляции ежегодно должен составлять около 6%".
Теперь Минэкономразвития предложило свой вариант платежной реформы в электроэнергетике. Кроме того, ведомство предлагает субсидировать строительство мусоросжигающих ТЭС и электростанций, которые построят для обкатки российских газовых турбин большой мощности. Ранее предполагалось, что нагрузка по этим двум проектам ляжет преимущественно на крупную промышленность. В проекте также предлагается принять меры по росту эффективности работы электросетей, в том числе оптимизировать их инвестпрограммы, исходя из роста тарифов не более 2,5% ежегодно.
Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Проблема перекрестного субсидирования в энергетике уже давно требует системной проработки, говорит партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. Общий объем сетевой "перекрестки" между группами потребителей превышает 220 миллиардов рублей, еще примерно столько же - это разного рода спецрешения правительства по сдерживанию тарифов для населения, поддержке отдельных регионов, решению проблемы обращения с отходами и поддержке энергетического машиностроения, отмечает он.
Предложения переложить весь объем данной нагрузки или его части на федеральный бюджет обсуждались не раз, но инициатива Минэкономразвития первой дошла до официального проекта нормативного акта. Если он будет одобрен, конечные цены на электроэнергию для бизнеса могут снизиться на 10-15 процентов, при этом проблема заниженных цен для населения так и останется нерешенной, хотя ранее в прогнозе социально-экономического развития Минэкономразвития предусматривало ускоренный рост тарифов для населения, на 1 процентный пункт быстрее инфляции, напоминает Жихарев.