В Башкирии появятся межрегиональные туристические маршруты

Разговоры о развитии внутреннего туризма в республике уже набили оскомину, а ситуация практически не меняется. Возможно, мы плохо знаем и мало интересуемся, на какой земле живем. Что уж говорить о тех, кто даже не представляет, где находится Башкирия? На "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" свою точку зрения по этой теме высказал руководитель Башкортостанского отделения Русского географического общества (РГО) Вячеслав Аброщенко.
Петр Коннов

Вячеслав Васильевич, на ваш взгляд, чего не хватает для привлечения в нашу республику туристов?

Вячеслав Аброщенко: Думаю, что внутренний туризм невозможен без межрегиональных контактов. Мы пригласили в Башкирию коллег из Оренбурга и Челябинска, чтобы организовать в следующем году совместную экспедицию под эгидой РГО. Когда я спросил, что их интересует в нашей республике, мне ответили: река Уй в Учалинском районе. Маршруты туда не проложены, а надо бы, ведь объект интересный, хотя и неизвестный. Там во все времена добывали золото.

Межрегиональными могут быть разные маршруты: велосипедные, сплавные. Все это надо развивать. Потому что таких красивых мест, как в Башкирии, нет нигде.

Но ведь такие походы не всем по карману. Надо купить амуницию, палатки, инвентарь, нанять транспорт, чтобы добраться до места. Дешевле отдохнуть за границей, где прекрасная инфраструктура и все предусмотрено, чтобы турист остался доволен.

Вячеслав Аброщенко: Я говорю о туризме, который доступен и не требует больших денег: подняться на гору Иремель или сплавиться по Юрюзани, пройти пешим путем. Что же касается инфраструктуры, то в мире нет такого, чтобы сначала построили гостиницу, а потом начали зазывать туда туристов. Все наоборот. Один бизнесмен из Тулы рассказал, что организовал музей Федотовской игрушки, увидев, какой поток туристов идет туда, где эту игрушку делают, это в 40 километрах от Тулы. Сделал музей - пошла прибыль. Местный бизнесмен тут же открыл гостиницу. Я, говорит, тогда понял, что надо продолжать и построил еще один музей - советской игрушки. Тут же другой предприниматель построил ресторан. Надо добиваться потока и тогда уже строить инфраструктуру.

Как это может выглядеть в Башкирии?

Вячеслав Аброщенко: Возьмем сплав по Юрюзани. Если каждая администрация организует на берегах простую стоянку со всем необходимым, то люди потянутся. Вроде несложно, но все ждут указаний. Хотя дело потихоньку пошло: на Зилиме, например, уже есть две базы. Только для того чтобы работа была системной, надо силами волонтеров обследовать наши реки, составить план, на какой реке что сделать, и выйти с ним в правительство.

Также в республике есть великолепные, привлекающие большой поток туристов пещеры: Шульганташ, Аскинская, Мурадымовская. Там уже создана определенная инфраструктура. Но так как в пещерах есть ограничение посещения - группы могут заходить с интервалом в полчаса, - то в это время надо людей занять, организовать досуг.

В мире нет такого, чтобы сначала построили гостиницу, а потом начали зазывать туда туристов

И все же привлечь туристов - полдела. Надо еще обеспечить их безопасность, ведь каждое лето приносит печальные новости: там турист потерялся, здесь разбился. Может быть, назрела необходимость внести изменения в законодательство, предусматривающие защиту жизни и здоровья любителей активного отдыха?

Вячеслав Аброщенко: Проблем, которые требуют решения, много. Я видел их своими глазами, когда в составе рабочей группы госсобрания в прошлом году побывал в Белорецком районе. Мы остановились отдохнуть у Инзерских зубчаток, куда едут сотни туристов, и оказались там именно в тот момент, когда двое туристов из Екатеринбурга сорвались со скалы. Девушка погибла сразу, а молодой человек получил серьезные травмы. Так получилось, что его спасением занималась наша группа. Хорошо, что в ней были опытные люди. Когда стало понятно, что ждать помощи неоткуда, спасатели, до которых едва дозвонились, сказали, что у них нет ни машины, ни вертолета. Тогда сделали носилки из еловых веток и решили тащить пострадавшего сами. Это было тяжело. Троп нет, пришлось пробиваться между камнями.

В местах скопления туристов должны быть спасатели. Ведь дежурит же полиция на массовых мероприятиях. В Белорецке есть МЧС, в лесничестве - лесники. Почему их не подрядить? К местам массового паломничества туристов надо проложить тропу, поставить аншлаги с информацией об объекте, предупреждающие знаки. Ничего подобного сейчас нет. Такие вопросы и надо решать на уровне законодательства.

Нельзя не признать, что к нам едут только те, кто уже здесь был и знаком с нашими красотами. Между тем в соседний Татарстан не зарастает народная тропа. Почему же к нам нет турпотока?

Вячеслав Аброщенко: Он пойдет, когда в нашей республике появятся центры притяжения. Взять ту же набережную Белой в Уфе. Многие считают, что она не нужна, а я уверен в обратном. Вот мы с друзьями недавно поехали на поезде в Самару. Прибыли в пять утра, когда все закрыто. Спустились на набережную, а там полно народу. Кто-то педали крутит, кто-то йогой занимается. И это с утра, а за день сколько людей пройдет! Набережная там - настоящий центр культуры и досуга. Или взять Челябинск, где есть великолепный парк Гагарина. А у нас что? Сделали в Уфе велодорожку по проспекту Октября, но краска быстро стерлась, считай, ее и не было.

Конечно, Русское географическое общество - не та структура, которая непосредственно занимается развитием туризма, ее задача, сформулированная известным путешественником Семеновым-Тянь-Шанским, - "привлечь к изучению родной земли и людей ее обитающих все лучшие силы русской земли". На кого вы опираетесь в этом деле?

Вячеслав Аброщенко: Прежде всего на молодежь и учителей географии. Это может показаться точечным решением, но начать можно только с малого. Например, мы занимаемся сейчас восстановлением сквера Зои Космодемьянской в Уфе, и волонтеров нашли в гимназии N10. Они участвуют в субботниках вместе с нами, поливают посаженные нами деревья. Мы хотим объединить подростковые, молодежные организации, которые занимаются этнографией, географией, краеведением, и провести для их участников с 15 по 25 августа летнюю школу РГО по географии. Причем пригласить туда еще и победителей олимпиад по географии. Молодежь надо увлекать собственным примером, тогда они укрепляются в своих идеях.

Мы начали работать с учителями географии. Они - главные помощники в изучении родного края. С 28 по 30 июня в Туймазинском районе, на берегу озера Кандры-Куль прошел республиканский слет учителей географии с участием 30 команд, это более 230 человек. Они выполнили домашнее задание, собрав материалы о выдающихся земляках, прославивших Башкортостан за 100 лет существования республики, а на самом слете участвовали в различных конкурсах. Мы подготовили для них обширную познавательную программу. О мифах и фактах в истории Башкортостана рассказал кандидат исторических наук Рамиль Рахимов, о настоящем и будущем геопарков республики - доктор биологических наук Василий Мартыненко, а доктор геолого-минералогических наук Лариса Белан провела виртуальную экскурсию по геопарку "Янган-Тау", который претендует на вхождение в сеть геопарков ЮНЕСКО.

Ключевой вопрос

У большинства при аббревиатуре РГО возникает образ закрытого элитного клуба...Что оно собой представляет? На какие деньги проводятся экспедиции? Как формируются планы работ?

Вячеслав Аброщенко: РГО - очень интересная организация с 175-летней историей. Многие инициативы идут из Москвы. Например, проведение конкурса "Что? Где? Когда?" среди географов. В РГО есть попечительский совет, в который входят состоятельные люди. Они выделяют средства на различные мероприятия, в том числе в регионах. Мы издаем на эти средства книги. Среди последних - книга Владимира Путенихина о дореволюционных путешественниках-биологах, а также о братьях Ханыковых, ученых с мировым именем. Один из них пять лет был гражданским губернатором в Уфе. В его честь назвали улицу, и так было до 1901 года, пока ее не переименовали в улицу Гоголя, в честь 50-летия писателя. Мы хотим напомнить уфимцам об этом и установить мемориальную табличку с этой информацией. В региональном отделении РГО тоже есть попечительский совет, который традиционно возглавляет глава региона, перед которым мы отчитываемся, представляем план работы. Среди намеченного - экспедиция на Камчатку, по следам батальона, который был сформирован в 1943 году в Алкино. 400 башкирских воинов внесли огромный вклад в освобождение Курильских островов от японцев. Про них никто не знает. Надо найти их фамилии и установить на месте подвига мемориальную доску.