Президент компании Николай Токарев поблагодарил коллег по ассоциации за конструктивное взаимодействие при решении ситуации на нефтепроводе "Дружба". "Хотел бы отметить, что все наши коллеги без исключения отреагировали на этот инцидент в высшей степени спокойно и конструктивно, - сказал глава "Транснефти". - Мы в полной мере ощутили их поддержку, доверие и твердый настрой на перспективное сотрудничество".
Трубопроводные системы участников МАТН схожи, что открывает отличные возможности для взаимодействия. Одна из наиболее актуальных задач для всех транспортировщиков нефти - сокращение потребления электричества: каждый сэкономленный киловатт уменьшает расходы энергоемкого производства. Например, "Транснефть" потребляет примерно 1,3 процента всей производимой в России электроэнергии.
По заказу МАТН научно-исследовательский институт "Транснефти" разработал методику бенчмаркинга энергоэффективности, которая позволила в прошлом году сократить среднее удельное потребление энергии компаниям - членам МАТН на 2,8 процента по сравнению с 2017 годом. Сейчас такой инструмент снижения потребления электроэнергии ассоциация представляет на международных выставках и конференциях. Как сообщил заместитель директора TRANSPETROL Силард Сзедлар, нефтетранспортные компании многих стран заинтересовались разработкой.
Регулярные встречи позволяют держать членов ассоциации в курсе разработок других партнеров. Так, на июньском заседании "Транснефть" рассказала о своих возможностях по диагностике трубопроводов и о единственной в мире герметизирующей камере ГК-25, которая позволяет вести ремонт трубопровода на глубине до 25 метров без остановки перекачки. Как сообщил генеральный директор компании "Транснефть - Подводсервис" Александр Иванов, такая услуга может быть предоставлена и другим участникам рынка.
Большой интерес российская разработка вызвала у китайской CNPC, у которой много подводных переходов. По словам вице-президента Petro China Лин Сяо, китайский транспортировщик нефти намеревается ознакомиться с разработкой "Транснефти" и найти возможности для сотрудничества.
Лин Сяо, вице-президент компании Petro China (Китай):
- Общая протяженность газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов нашей компании достигает 80 тысяч километров. Каждый год мы проводим диагностику 32 тысяч километров, из которых половина - внутритрубная. В CNPC существует диагностическое подразделение, кроме того, мы привлекаем передовые отечественные и международные диагностические компании. Но результаты нас не всегда удовлетворяют. Мы знали, что у "Транснефти" большие возможности в диагностике, которые мы увидели в презентации на заседании МАТН. Думаю, наши компании могут сотрудничать и в этом направлении.
Димаш Досанов, генеральный директор (председатель правления) компании "КазТрансОйл" (Казахстан):
- Для всех участников трубопроводного рынка ситуация с загрязнением нефти хлорорганикой оказалась незнакома. "Транснефть" отреагировала профессионально, сделала все возможное для ликвидации последствий. Работа всех участников процесса была слаженной: своевременно информировались партнеры, проводились консультации. Я считаю, что с таким инцидентом коллеги по "Дружбе" справились. И исторически, и экономически казахстанские и российские трубопроводные системы связаны. "Транснефть" остается партнером № 1 для нашей компании.
Международная ассоциация транспортировщиков нефти создана по инициативе чешской Mero в 2013 году. Сейчас в организацию входят все операторы трубопроводной системы "Дружба", а также "КазТрансОйл" и Китайская Национальная нефтегазовая корпорация (CNPC). В Санкт-Петербурге на заседании в качестве гостя присутствовала делегация хорватского транспортировщика нефти Janaf. Следующее заседание правления МАТН пройдет в сентябре в Алма-Ате в Казахстане.