На какие коммунальные проблемы чаще всего жалуются россияне

На какие коммунальные проблемы чаще всего жалуются россияне

Некоммерческое партнерство "ЖКХ Контроль" опубликовало рейтинг коммунальных проблем, которые больше всего волновали россиян во втором квартале 2019 года. В целом тенденции, сформировавшиеся в первом квартале, остались неизменными. Первое и второе места - необоснованные коммунальные платежи и неудовлетворительное состояние жилых домов. При этом количество обращений, связанных с содержанием и управлением МКД, возросло. В результате спорные действия управляющих компаний оказались на третьей строчке рейтинга. Ранее тройку антилидеров замыкали жалобы, имеющие отношение к благоустройству придомовых территорий.

istock

Эксперты составили рейтинг на основании обращений граждан, поступивших в центральный офис НП и региональные приемные сети общественного контроля в сфере ЖКХ. Такие структуры действуют в 75 российских регионах, в том числе во всех 11 субъектах СЗФО. Всего во втором квартале 2019-го зафиксировали 6,6 тысячи обращений - на 21 процент меньше, чем в первом. Снижение активности россиян специалисты объясняют сезонными факторами, в том числе длительными весенними праздниками и летними отпусками.

Одним из главных новшеств текущего года стали массовые обращения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО). "Мусорная" проблема и в первом, и во втором квартале оказалась на четвертой строчке рейтинга. И это неудивительно. С 1 января 2019-го семьдесят российских регионов перешли на новую систему обращения с ТКО. И не везде реформа проходит гладко.

Так, на Псковщине возникли сложности с обслуживанием сельских территорий. По словам главы Плюсского района Виталия Аршинова, из 154 населенных пунктов района вывоз мусора организован только в пяти-шести. Как результат - несанкционированные свалки.

Другая проблема - дефицит контейнеров для сбора ТКО. Показателен пример Струго-Красненского района. К июлю в частном секторе районного центра Струги Красные установили 31 мусоросборник. Необходимо, по оценкам местных властей, еще 158 контейнеров. В Новосельской волости стоит 20 контейнеров при общей потребности 45. Марьинская волость установила 14 контейнеров, но подала заявку еще на 77.

- В ходе парламентского часа, посвященного "мусорной реформе", открывшего 33-ю сессию областного Собрания, прозвучала информация, будто бы 500 тысяч жителей региона охвачены услугой, - отмечает председатель областного Собрания депутатов Александр Котов. - В регионе проживает 635 тысяч человек, включая детей. Заявленный охват означает, что проблема в масштабах области, казалось бы, почти решена. На деле же получается, что даже райцентры услугу не получают в полном объеме. Что уж говорить об удаленных деревнях. А я напомню, что подписанный договор обязывает оператора обеспечить вывоз мусора из всех населенных пунктов.

Что касается новых тенденций первого квартала, выросло количество обращений, связанных с качеством коммунальных услуг и проведением капитального ремонта. Первый факт объяснить достаточно сложно. Как правило, пик претензий к качеству ЖКУ приходится на начало осенне-зимнего отопительного сезона или на период летних отключений горячей воды. Зато рост обращений по вопросам некачественного, затянувшегося или неуместного капремонта традиционен для весенних и летних месяцев, когда в субъектах РФ массово обновляют дома.

Как показали выездные проверки Фонда содействия реформированию ЖКХ, жалобы россиян весьма актуальны. В первом полугодии 2019-го госкорпорация провела мониторинг капремонтов в 21 субъекте РФ, в том числе в Карелии, Коми, Архангельской и Псковской областях. Практически везде зафиксировали нарушение технологии производства, отклонение от СНиПов, технических регламентов и других норм градостроительного законодательства.

Есть претензии и к мониторингу технического состояния МКД. Из-за неэффективных подготовительных мероприятий в отдельных регионах в программу капремонта включали дома с высокой степенью износа. Их ремонт был экономически нецелесообразен, здания следовало расселять и сносить. Возникли проблемы и с очередностью проведения капремонтов: не всегда дома, которые больше всего нуждаются в обновлении, ремонтируют в первую очередь.

Прямая речь

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль":

- Несколько снизилось количество обращений, связанных с начислением платы за ЖКУ. При этом вопрос начисления платы за ЖКУ, в том числе рост платы и непрозрачность платежей, на протяжении последних четырех лет продолжает оставаться самым популярным поводом для обращения в общественные приемные. Также несколько снизилось количество обращений по теме "благоустройство". Можно предположить, что значительный интерес к благоустройству придомовых территорий в первом квартале был связан с вопросами очередности работ во дворах. Во втором квартале эта тема стала менее актуальной.