Добраться до Каменного города нелегко. По сути дороги к изумительным скалам, куда приезжают тысячи туристов, никогда не было. Чтобы доставить в Каменный город актеров, съемочную группу и нужную технику, до места съемок курсируют болотные шаттлы. Это два уазика-буханки и "шишига" - ГАЗ-66. Два километра тряски по колеям с жидкой грязью, и только после этого можно попасть к месту, где по знаменитому роману Алексея Иванова "Сердце пармы" снимается фильм.
Кстати, несмотря на активную работу, киношники умудрились не спилить ни одного дерева и даже костры разжигают только на камнях. Забота об уникальной природе Каменного города у них на первом месте.
Я попал на съемки сцен в шаманском капище. В небольшом ущелье, стиснутом обрывистыми скалами, толпятся вогулы в кожаных длинных одеждах. Они размахивают копьями и боевыми топорами, бьют в бубны и барабаны. Тут же томятся пленники, предназначенные в жертву.
- Кто умеет стрелять из лука, поднимите руки?! - кричит в рупор ассистент режиссера. Сейчас будет сниматься еще одна сцена. Журналистам отвели место на скале, прямо напротив команды стрелков. Те репетируют, поднимают и опускают луки с наложенными на тетиву стрелами. Звучит команда "Мотор!" и вогулы поднимают луки вверх, по команде следует залп. Стрелы летят по дуге, прямо на журналистов. Те не шелохнутся, снимая этот момент. Никто из журналистов не пострадал.
Съемочная площадка обтянута красно-белой лентой, по периметру стоит охрана. Тут же снуют туристы, приехавшие посмотреть на Каменный город. Гримеры работают с шаманом и ламией, той самой колдуньей, что принесет столько бед Пермскому княжеству. Начинается камлание, пленники, предназначенные в жертву, уныло бредут под конвоем кровожадных вогулов.
Дубль, еще дубль. Перерыв в съемках, можно немного передохнуть. Князь Асыка, хумляльт, главный противник князя Михаила, сосредоточенно ходит по ущелью - артист Валентин Цзин остается в образе свирепого властелина Северного Урала.
Остальные вогулы сидят на бревнах и камнях, отмахиваются от паутов. В длинных одеждах из кожи, украшенных орнаментом, им жарко. Кстати, для съемок "Сердца пармы" сделано около пятисот костюмов. Смотрятся они великолепно, а когда актеры надевают маски жестоких богов и берут в руки оружие, становится даже жутковато.
Раз за разом бьют бубны и барабаны, вогулы кружатся в танце, воют и кричат. Пленников несколько раз проводят к жертвенному месту. Здесь их встречает угрюмый шаман и красавица ламия.
Уже после полудня съемки приостанавливаются. На площадке рабочая кутерьма. Вогулы терпеливо ждут, некоторые зависают в своих смартфонах.
- Кроме ползущих вогулов, остальные могут идти отдыхать! - разносится в ущелье.
- Ура! Обед!
Как оказалось, в массовых сценах снимаются актеры государственного цирка Бурятии и театра "Байкал" из Улан-Удэ.
- Из цирка нас семеро тут и восемь из "Байкала", - говорит Евгений Павлов, главный инженер государственного цирка Бурятии. - Прошли отбор и поехали в Пермский край. Играем вогулов. Между прочим, сцены жертвоприношения нам очень легко даются. Видимо, какая-то генетическая память срабатывает.
Акробат-вольтижер Артем Бадмаев весел и бодр. По команде режиссера ему приходится лазить по скалам, что для него не представляет труда.
- Мне интересно было посмотреть, как делается кино, - улыбается он. - Конечно, сложности есть, но все очень здорово.
Из палатки-столовой выходит грозный хумляльт князь Асыка, он же Валентин Цзин. Сняв кожаную накидку и оставив пояс с мечом, он расслабленно улыбается.
- Я живу в Германии, - говорит он, прихлебывая чай из пластикового стаканчика. - У меня свой театр танца. Пригласили на роль, прошел отбор и вот я здесь.
Валентин в Прикамье уже второй раз, несколько лет назад он выступал в Перми со своим коллективом на фестивале "Белые ночи".
- Природа у вас замечательная, - Цзин смотрит на угрюмые скалы. - Я когда приехал сюда, думал, это декорации, а оказалось, все натуральное. Очень красиво.
С самого начала съемок в них принимали участие всадники Юго-Камского конного клуба под руководством Михаила Бакилина. Он привез под Губаху 32 лошади и около 50 наездников, в том числе и четверых парней из конной роты пермской полиции.
- Мы были и конниками московского войска, и вогулами, и еще кем-то, - говорит он. - Целую неделю шли съемки. Совершенно потрясающие декорации построили художники, это как волшебство какое-то.
Чтобы подготовиться к съемкам, у всадников каждый день уходило примерно по три часа - одеть кольчуги, шлемы, нанести грим. Потом дубль за дублем конные сцены.
- Больше всего меня потрясло то, что со стороны ничего вроде особенного не видно, так, толкучка, но когда видишь то, что получилось, просто восторг! Фильм не уступит голливудскому кино ни в чем, - уверен Бакилин.
Фильм "Сердце пармы" снимает режиссер Антон Мегердичев. Он известен по своим картинам "Движение вверх", "Бой с тенью 2: Реванш" и "Темный мир". Нынешняя его работа посвящена событиям XV века о покорении Москвой Перми Великой, это экранизация одноименной культовой книги Алексея Иванова. Планируется, что фильм выйдет в прокат в конце следующего года.