По данным из открытых источников от 2018 года, в 2367 российских музеях оцифровано в среднем 14% экспонатов. Тем временем в Европе - 31%. Чем восточнее, тем ниже уровень цифровизации. В Северо-Западном округе оцифрована четверть экспонатов, в Уральском - 18%, в Центральном - 11%, в Дальневосточном - всего 6%. Лидирует в России Санкт-Петербург - с рекордными 36% оцифровки против 10% в Москве. Получается, Музей на Таганке - не единственный передовой музей, но и не один из многих.
Тем временем, подрастают поколения с принципиально новым форматом восприятия информации, воспитанные цифровой средой. За их внимание (впрочем, как и за внимание людей постарше, для которых новые технологии нередко сами по себе становятся удивительными открытиями) музеи борются не только между собой, но и с телевидением, кинотеатрами, игровой индустрией и пр.
Стремясь заинтересовать аудиторию, музеи учатся по-новому с ней общаться с помощью новых технологий. Современные решения позволяют создавать максимально наглядный, удобный и эффективный с точки зрения восприятия контент, обеспечивая при этом комфорт посетителей и сохранность экспонатов. Часть музеев только начинает процесс цифровизации, добавляя, например, к табличкам с наименованиями экспонатов QR-коды. Другие создают виртуальные галереи на сайтах.
Несмотря на то, что каждый музей выбирает свой собственный путь развития, digital-проекты стартуют с комплексной технологической экспертизы. Она особенно необходима, когда музей создает или планирует модернизировать ИТ-инфраструктуру - основу для последующего внедрения современных технологий.
Ключевая тенденция в цифровом преобразовании объектов культуры - создание единого информационного пространства на основе Wi-Fi, которое позволяет посетителям музеев пользоваться различными его сервисами - сориентироваться внутри, узнать историю экспонатов и даже порекомендовать экспозицию к просмотру друзьям, что называется, "не отходя от кассы".
И здесь на помощь приходит Интернет вещей. Согласно его концепции, окружающие нас вещи (гаджеты, бытовые приборы и пр.) находятся в едином коммуникационном поле и, как результат, постоянно взаимодействуют между собой. Взять, к примеру, смартфон.
Установленное в телефон мобильное приложение музея служит посетителю навигатором, позволяя ему максимально быстро прокладывать маршрут до любого интересующего объекта, либо зала, а также аудио/видеогидом. Для пользователя приложения вся территория музея становится интерактивной. Следуя установленному маршруту, посетитель получает информацию об экспонатах музея (в виде текстового описания, аудиодорожки или видеоролика) в зависимости от его текущего месторасположения; он может ставить оценки экспозициям, включая комментарии в социальных сетях; участвовать в конкурсах; знакомиться с новостями музея. Мобильный гид также позволяет выбрать заранее подготовленный тематический маршрут для экскурсии.
Такие мобильные приложения уже появляются в российских музеях. Яркий пример - интеллектуальный мобильный гид Музея русского импрессионизма, реализованный на базе технологий Cisco. Приложение стало победителем Международного фестиваля аудиовизуальных и мультимедийных технологий в сфере наследия F@MP 2.0. Мобильный гид помогает ориентироваться внутри музея - максимально быстро находить дорогу к нужному объекту, приложение "видит" (с помощью Wi-Fi и маячков iBeacon) гостя и автоматически запускает рассказ о картине или художнике. На основе мобильного приложения для удобства гостей также реализован аудиогид и видеогид на русском языке жестов.
Благодаря Wi-Fi музеи могут получать аналитические данные о перемещениях посетителей. Например, "тепловая карта" на основе активности гостей покажет наиболее посещаемые зоны экспозиций. Интеграция мобильного приложения с соцсетями даст информацию о возрасте, поле и привычках посетителей. Детальное знание своей аудитории поможет музеям не только привлекать больше гостей, но и дополнительно зарабатывать на рекламе партнеров в приложении.
Сегодня многие музеи заинтересованы во внедрении беспроводных технологий передачи данных. В частности, КРОК вместе с Cisco реализуют проекты для нескольких культурных объектов Москвы по созданию Wi-Fi-инфраструктуры. Как пример, формирование единой информационной среды Музея-Усадьбы "Архангельское". Wi-Fi инфраструктура и внедрение решений по аналитике поведения посетителей позволит музею обеспечить максимально удобное взаимодействие с гостями - предоставить сервис бронирования и оплаты (от электронных билетов на мероприятие до оплаты парковки), навигационный сервис (построение оптимального маршрута до музея, ориентация на территории - кафе, банкоматы, WC пр.), сервис связи - доступ в Интернет и социальные сети.
В соответствии с законодательством РФ авторизация пользователя является обязательным условием для получения доступа к бесплатной Wi-Fi сети музея. При подключении к Wi-Fi пользователи попадают на специальную страницу, где им необходимо ввести свой номер телефона. Сам процесс авторизации, который может быть осуществлен по SMS или звонку, занимает всего несколько секунд.
Мультимедийные технологии дают музеям большие возможности в части визуализации экспозиций: в фондохранилищах музеев находится огромное количество исторических экспонатов - документов, писем, фотографий, книг. Рассматривать их за стеклом - достаточно скучное занятие для посетителей. Зачастую музеи не могут расположить экспонаты даже за стеклом, т.к. для этого требуется слишком много места. Музеи лишь изредка их извлекают для специализированных выставок.
"Digital-среда меняет привычки потребления информации. Контент становится не только интерактивным и развлекательным, но и более персонализированным. Музеи создают новый опыт коммуникации, нестандартные способы привлечения аудитории с помощью мультимедиа . Они позволяют создавать "бесшовные" цифровые пространства, простые и удобные в управлении. Каждый такой проект помогает вывести коммуникацию на совершенно новый уровень", - прокомментировал Дмитрий Шабанов, руководитель направления аудиовизуальных комплексов ИТ-компании КРОК.
Мультимедийные решения дают экспонатам новую жизнь. Интерактивные экраны, встроенные в соответствии с концепцией музея в практически любые предметы интерьера, позволяют демонстрировать посетителям весь объем информации, давать подсказки и разъяснения, создавать особую атмосферу восприятия - например, за счет 3d-визуализации контента и интерактивных игровых элементов и пр. Сегодня компании, внедряющие аудиовизуальные технологии в музеях, подбирают под каждый тип контента конкретную цифровую поверхность. Их форма и размер ограничиваются только фантазией производителей.
В последнее время, помимо мультимедийных экранов, в музеях становится востребованной технология видеомэппинга (3D-проекции на физический объект, например, стену с учётом ее геометрии и местоположения в пространстве). С помощью видеомэппинга музеи добиваются вау-эффекта от знакомства с экспозицией, еще больше погружая посетителей в демонстрируемый контент.
При создании современных мультимедийных экспозиций невозможно обойтись без систем озвучивания. Они помогают сделать посещение музея более удобным для гостей. С помощью этого решения аудио контент слышен только тому человеку, который находится рядом с экспонатом. Звук не рассеивается по музейному пространству, не смешивается с посторонними шумами и не мешает остальным посетителям.
Новые технологии способны дать музею даже "дополнительный зал": очки виртуальной реальности легко переносят посетителя в любую эпоху или место. Например, CROC VR с помощью технологии фотограммерии, объединяющей фотографии в трехмерный образ, создали виртуальную копию красивейшего зала Юпитера Нового Эрмитажа. Ее продемонстрировали во многих городах, и "посетители" виртуального зала смогли детально рассмотреть 46 предметов античного искусства.
Не менее увлекательные вещи можно реализовать с помощью дополненной реальности, когда нереальные, виртуальные, объекты в восприятии человека становятся частью реальной окружающей обстановки. Помимо новых возможностей информационного сопровождения экспозиций, с помощью технологии дополненной реальности музеи могут проводить квесты, привлекая тем самым большее число посетителей.
Беспилотные летательные аппараты (дроны) выполняют очень важную функцию - они помогают музеям следить за безопасностью и, таким образом, обеспечивать сохранность экспонатов. С помощью дронов музеи могут более эффективно следить за правопорядком во время массовых мероприятий (фестивалей, концертов), осуществлять мониторинг периметра, оперативно расследовать происшествия и пр.
Так или иначе, в современном мире даже под вывесками "заповедников без гаджетов" сегодня нередко скрывается огромная работа на основе современных цифровых решений. А если музей претендует на статус не просто хранилища, а нового общественного пространства, без таких решений обойтись почти практически невозможно.